Венгерский комикс - история и современность 3ч.

Новая эпоха

12.08.2025
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Как мы уже писали в первой и второй частях статьи, посвящённой эволюции венгерского комикса, этот художественный жанр в Венгрии прошёл через множество событий, были как взлёты, так и падения. В заключении поговорим о новейших тенденциях в этом направлении искусства.
Венгерская Академия Комиксов

После смены политического строя благодаря издательству Semic в Венгрии случился настоящий комикс-бум, что побудило многих молодых авторов взяться за рисование. Однако их работы чаще оставались в столе, так как возможностей для публикации по-прежнему не было. При этом художественные вузы стали мягче относиться к комиксам, снисходительно принимая эксперименты студентов. Анимационная индустрия также признала, что комиксный подход может быть полезен для создания сторибордов.
Знаковым событием стала премьера в 2004 на фестивале Вадкелет (Vadkelet) мультфильма «Ньоцкер», или «Восточный парк» (Nyócker), Арона Гаудера и Эрика Новака, отошедшего от традиций венгерской анимации.
В этом же году прошел и одноименный конкурс комиксов и графических романов.
После чего 1 мая 2004 года участники конкурса, собравшись в ивент-холле парка «Милленариш» (Millenáris Fogadó), объявили о создании Венгерской Академии Комиксов (МКА).
В 2005 году издательство Konkrét Könyvek выпустило комикс-адаптацию мультфильма. Конкурс Vadkelet (Дикий Восток), прошедший также в 2005 году, показал, что новое поколение художников отошло от литературных адаптаций и предлагает свежий взгляд на индустрию.
Через год в галерее Retorta прошла тематическая выставка «Башня» (Torony) с участием лауреата премии Кошута Эла Казовского. Позже экспозицию расширили, а в клубе «Яма» (Gödör) на площади Эржебет провели День комикса. Материалы МКА выставлялись более чем на 20 площадках, включая Будапештский осенний фестиваль. Активность Академии подогревали мастер-классы, лекции и совместные рисовальные сессии.

Gödör
Comic Jam
— инициатива Золтана Фрица, выпускника Венгерского университета искусств, — стала площадкой для живого диалога с аудиторией. Фриц, художественный руководитель студии Art7, связывал комиксы и анимацию из детства. В 2005 году МКА запустила журнал Pinkhell — цветное издание формата А4. Главредом стал Золтан Фехер (Zorro de Bianco), председатель творческой группы. В первом номере опубликовали работы Тамаша Гашпара, Давида Черкути, Тамаша Кеменеша и других
Коллаборации стали отличительной чертой МКА. Участники помогали друг другу как сценаристы, художники или колористы. В 2007 году совместно с ARC они создали шесть комиксов к 51-й годовщине революции 1956 года, показав события глазами детей, рабочих и студентов. Гигантские постеры с этими работами экспонировались на площади Этвенхатошок (Ötvenhatosok tere).
Рекламный рынок тоже оценил потенциал комиксов. Компания Zwack Unicum заказала Давиду Черкути и Тамашу Гашпару серию рекламных историй. Их стили дополняли друг друга: Черкути, выпускник-график, рисовал для «Лудаша Мати», а Гашпар работал в геймдизайне. Семь их комиксов для Unicum месяцами лежали на столах в ресторанах. Раскадровки Черкути даже попали на выставку The Art of Storyboard в Нью-Йорке.
Однако энтузиазм начал угасать. Многие авторы ушли в рекламу и анимацию. Комиксы остались хобби, а МКА продолжила участие в международных проектах, сохранив наследие «золотой эпохи» венгерского комикса.
Вперёд, в большой мир!
Большинство венгерских художников искали возможности публикации своих комиксов на родине, несмотря на значительную ограниченность рынка внутри страны. Например, Аттила Футаки из Бекешчабы видел своё будущее в создании комиксов. После недолгих поисков он начал обучение в одной из популярных европейских школ комиксов, Scuola Internazionale di Comics во Флоренции, где учился у таких известных художников, как Серпьери и Симоне Бьянки. Там комиксист заметил, что даже признанные мэтры — итальянцы — стремятся закрепиться на французском рынке. Футаки связался с издательством Carabas, где показал эскизы и иллюстрации к своему комиксу «Спираль», которые понравились редакции, и работа была принята и издана. В Венгрии «Спираль» в 2008 году выпустило издательство Magvető.
Футаки работал как одержимый, посещал комикс-мероприятия и налаживал связи. Он добрался даже до Comic Con в Сан-Диего, где познакомился с Робертом Вендитти, автором «Hush», который представил его портфолио редактору Disney-Hyperion Books. Тогда искали художников для адаптации романа «Похититель молний», по которому позже сняли фильм. Футаки выполнил тестовые страницы, подписал контракт и нарисовал комикс-версию «Перси Джексона». Это была его первая крупная работа за рубежом, за ней последовал мини-сериал из семи выпусков «Severed» от Image Comics, созданный вместе с такими авторами, как Скотт Снайдер и Скотт Тафт. После выхода всех частей появился сборник под названием «Нью-Йорк Таймс», ставший одним из важнейших комиксов 2011 года. Футаки стал известен среди издателей и сценаристов благодаря усердию и соблюдению сроков.

Аттила Футаки \ Futaki Attila

Двери открылись, посыпались предложения. Футаки уже работал над вторым томом «Перси Джексона», когда Dark Horse предложил ему нарисовать пятичастную серию о Конане-варваре. В этой индустрии к художникам предъявляют высокие требования, на художника приходится огромный объём работы, но помощники находились. Например, Тамаш Гашпар, колорист второго тома «Перси», сделал фантастически красивую работу. Годы он сотрудничал с Лайошем Фаркашем, который помогал в рисовании первых двух частей «Конана» и следил, чтобы их стили не отличались. В «Перси Джексоне» была страница, где одну половину нарисовал Футаки, а другую — Фаркаш, и даже профессионалы не заметили разницы.
К сожалению, 2 января 2024 Аттила Футаки умер после длительной болезни.
Одно из крупнейших независимых издательств в США, специализирующееся на комиксах и манге. Основано в 1986 году Майком Ричардсоном, который к тому времени уже владел несколькими магазинами в штате Орегон и занимался продажей комиксов. Именно на доходы с магазинов он и основал Dark Horse Comics. С тех пор издательство расширялось и развивалось, и в настоящее время борется за четвертое место среди издателей комиксов с компаниями Boom! Studios и IDW Publishing.

видео «Памяти Футаки»

Знамя венгерских комиксистов подхватил Лайош Фаркаш, выпускник Венгерского университета изобразительных искусств. Изначально он рисовал карикатуры для «Лудаш Мати» и «Хоципё» (Hócipő), затем создавал сториборды для венгерских фильмов, таких как «Underwolf» и «Szabadság, szerelem». Работая с Футаки, он набрался опыта и получил первый самостоятельный заказ от французского издательства Soleil. В августе 2014 года вышел первый том «Rédamption» — истории о Средневековье, написанной Николя Такианом. Год спустя появился второй том. Затем он создал ещё один исторический альбом для Delcourt.
Отдельно сто́ит отметить необычную судьбу Юдит Тондора из Мишкольца. Она с детства обожала комиксы и рисовала всех персонажей, которые попадались ей в руки. Юдит эффективно использовала интернет, делилась работами и рассылала их в профильные компании или на сайты. Она рисовала короткие истории для университетской газеты, а первый заказ получила благодаря старому американскому знакомому, поручившему ей создать полноценный комикс. Вторая работа связана с конкурсом International Artist Search, который привёл её к успешному сотрудничеству с американскими издателями.
Хотя перечисленные художники считаются молодыми, уже формируется новое поколение, продвигающее венгерские комиксы. В последние годы на первый план вышли исторические комиксы, среди создателей которых выделяется Левенте Немет. Окончив графический факультет Венгерского университета искусств, он занялся дизайном, но его всегда манило свободное творчество. В 2017 году Левенте выпустил на английском и венгерском комикс «Короли и кресты» («Királyok és keresztek»), текст к которому написал Янош Месарош (Sinonimo). Благодаря опыту художников в рекламе книга стала успешной, и серию продолжили.
Новый формат для классики
Многие комиксы, изданные десятилетия назад, получили новое оформление. Наиболее значительной переработке подверглись работы Пала Корчмароша, созданные по романам Енё Рейтё. Графики Жолт Гариса и Золтан Варга Зерге оцифровали рисунки 1960-х годов, перерисовали их в современном стиле, переработав сюжеты. Обновлённые комиксы выпустили в роскошной серии альбомов.
Новое поколение венгерских комиксистов в основном реализует свои таланты вне Венгрии, подключаясь к международным проектам.
Балаж Гроф из Печа, создающий анимированные клипы для зарубежных музыкальных групп, также публиковал юмористические комиксы в газете «Эшт», быстро завоевав популярность. Его комиксы, карикатуры и динамичная анимация отражают уникальный стиль автора.
Марк Ласло совершил головокружительный карьерный рывок: в 2018 году он окончил факультет анимации MOME, а его дипломная работа «Мальчик и клоун-призрак» вышла на французском, испанском и английском языках. Благодаря этому он получил возможность работать над историями о Хеллбое для американского издательства Dark Horse. Позже его комикс опубликовали в BOOM! Studios. Работы по Хеллбою оказались настолько успешными, что в 2022 году вышла история «Хеллбой в Будапеште» по сценарию Майка Миньолы.
Дюла Пожгаи обратился к истории, выпустив комикс о лётчиках Второй мировой войны в память о деде. Его визуально впечатляющий стиль покорил не только венгерский, но и французский рынок. Однако, как и у других художников, лишь малая часть его деятельности связана с комиксами — основой доходов остаются реклама и игровая индустрия.

Аттила Марок, вдохновившись классическим литературным произведением «Толди» (Toldi), создал графический роман с новым подходом к повествованию. Его работа сочетала репрезентативность и изысканную графику, что сделало новинку популярной внутри страны.
Качественный прорыв
Наиболее значительные изменения в венгерской комикс-сцене произошли с появлением издательства «Кепеш Кроникак» (Képes Krónikák). Его основатели вовремя уловили потенциал художников, работавших на зарубежный рынок, и предложили им реализовать проекты в Венгрии.
Основатели издательства — Левенте Немет (Леви) и Янош Месарош (Шинoними) — ранее зарекомендовали себя как успешные организаторы и маркетологи, выпустив серию «Короли и кресты» (Királyok és keresztek). Их новый амбициозный проект — историческая антология, объединившая лучших венгерских авторов.
Венгерский комикс-рынок выглядит многообещающим, но сталкивается с трудностями. В стране, где население составляет несколько миллионов, читателей комиксов — всего несколько тысяч. Конкуренция с более развитой американской индустрией осложняет развитие. Однако комикс-фестивали разных уровней и региональные ярмарки дают начинающим авторам возможность представить свои работы.
Сейчас венгерский комикс — это мир энтузиастов, полный талантов, но ограниченный узким рынком. Будущее зависит от поиска новых моделей финансирования и поддержки культурных инициатив.
photo: Wikipedia, открытые источники в сети интернет
photo: Buborékban beszélők, a magyar képregény 150 éve, Kertész Sándor, Képregényáruház Bt. Nyíregyháza, 2023