Венгерский комикс - история и современность 1ч.

История венгерского комикса

29.05.2024
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Комиксы — это не просто забавные рисунки, а важный элемент массовой культуры со своей историей. В этой статье мы расскажем о том, как появились первые комиксы в Венгрии, историю их эволюции, отметим знаковые фигуры, повлиявшие на развитие жанра.
Если говорить о комиксах вообще, то их предок появился на ярмарках в 19 веке. Точно сказать, в какой именно стране, - невозможно. Скорее всего развитие происходило одновременно в разных частях света. В Венгрии первое упоминание о предшественнике современного комикса можно найти уже в стихах Яноша Араня о дебреценской ярмарке, где певцы-сказители показывали для развлечения посетителей прибитые на длинную палку таблички с картинками, сопровождая ими свои песни или рассказы. Обычно содержание подобных произведений было или комическим, или отражало резонансные, яркие политические и социальные события. Сами певцы именовались на немецкий манер бэнкельзенгерами. Вероятно, традиция пришла в Венгрию из Германии.

Ярмарочные бэнкельзенгеры (Германия)
Как и в современных комиксах истории были яркими, короткими, исполнители часто пользовались и приемом, который сейчас известен как «кликбейт», т.е. намеренное создание громких, броских заголовков для привлечения внимания. Например: «Ужасающая история убийства, которая произошла в лесу недалеко от Штирии, где погибла семья из 6 человек 20 марта 1868». Не правда ли, что-то напоминает? =)

Разумеется, истории изобиловали будоражащими подробностями, в основном вымышленными. Не менее популярны были и юмористические, ироничные истории, и, конечно, любовные.

В государственном театральном музее Венгрии сохранилось два таких ярмарочных листка бэнкельзенгеров, оба повествуют о любви Мишки Гуляша и Шары Капосты. Подобные «комиксы» служили в том числе и для рекламы бульварной литературы, которая в изобилии продавалась на ярмарках.
История в картинках, отсылающая к бэнкельзенгерам из газеты «Дамский посланник», 18 июня 1853 г.
С увеличением и развитием книгопечатания, в том числе литографии, появилась и возможность массовых тиражей, что повлияло на распространение периодических изданий, и, следовательно, усилило борьбу за внимание аудитории. Все больше появлялось коротких юмористических, ироничных рассказов, шуточных произведений, которые потребовали соответствующих иллюстраций. Начинает активно распространяться карикатура и карикатурная стилизация. В Венгрии возникает отдельный жанр: élclap (элцлап), буквально, «юмористический листок», где карикатура и шуточный, иронический рассказ сплавлялись воедино. Одним из основателей жанра в Европе можно считать Рудольфа Тёппфера, который сделал акцент на графическое повествование, дополненное подписями. Он начал создавать узнаваемых персонажей (да-да, это они – прообразы маскотов), а также согласовывать текст и изображения. Впоследствии он же предложил сшивать истории в «тетради», выпустив, можно сказать, первую серию комиксов: «Приключения доктора Фестуса».

Приключения доктора Фестуса, Рудольф Тёппфер.
В середине 19 века продолжает активно развиваться профессиональное художественное обучение. Молодые художники в этот период пользуются большим спросом, т.к. требования к иллюстрации для периодики все повышаются. Одновременно с этим возрастает и необходимость в увеличении скорости работы, что неизбежно приводит к упрощению, стилизации изображений. Начинает формироваться канон карикатуры и иллюстрации для юмористической периодики. Появляются первые правила и традиции искажения пропорций ради усиления визуального эффекта. У подобных комических листков даже появилось отдельное название «torzkép», уродливая, искаженная картинка.

Формируется посценная 4-8 кадровая иллюстративная история. Ярким представителем карикатуристов-художников этого периода был Вильгельм Буш, он одним из первых предложил комические истории назидательного, обучающе-развлекательного характера. Большинство его работ характеризуются графическим противопоставлением хорошего и плохого поведенческих примеров. В Венгрии наиболее известным его последователем стал Янош Янко.
Истории в картинках получают особую популярность начиная примерно с 1877 года. Целая плеяда венгерских художников отметилась в этот период: Атаназ Хомичко, Йожеф Фараго, Дежё Бер, Акош Гараи, Енё Еней.
Официально, согласно исследованиям, днем рождения комикса считается 1896 год, когда в США, в приложении к журналу New York World, основанного выходцем из Венгрии Йожефом Пулитцером, появляется «Желтый малыш» (Yellow Kid). Именно в этой истории персонажи внутри кадра получили речевой пузырёк, т.е. стали вести диалог друг с другом. Подобная художественная находка быстро получила распространение в США, а в течение пары лет сформировалась и основа жанра «стрип» - 3-х-5-ти кадровая «лента» в которой разворачивалась короткая законченная история в картинках. Название «комик стрип» прижилось, т.к. первоначально жанр был чисто комическим. Истории печатались ежедневно, а в приложении выходного дня появлялась страница или разворот из таких сюжетов в картинках.

В Европе же еще почти десятилетие предпочтение отдавалось тексту под картинками, и только заимствованные истории имели речевые пузыри. В Венгрии реплики вообще стирали, перенося текст под кадр. Только у очень популярного американского комикса про приключения шаловливого ребенка Бастера Брауна сначала оставляли речевые пузырьки при переводе, но позже отказались от такой формы. Кстати, в Венгрии Бастер Браун был известен как Палко Пайкош.

В целом венгерские редакторы предпочитали текст под кадром аж до 30-х годов.
Важно отметить, что, вопреки расхожему мнению, комикс перешел в детскую сферу позже, чем появился в периодике для взрослых. Первое периодическое издание для детей появилось в Венгрии в 1871 году. Это был «Kis Lap» (Малый листок), а в 1875 году возник «Hasznos Mulattató» (Полезные развлечения) для самых маленьких. Как и в случае взрослой периодики, первые детские издания содержали в основном заимствования подобных немецких газет и журналов. Но до 1880 года, когда увидел свет «Én Újságom» (Моя газета), детская периодика все еще оставалась в основном текстовой. Иллюстрации появлялись, но были лишь дополнением к повествованию. В «Én Újságom» впервые в детской периодике появляются серии иллюстративных историй без текста. До 1920-х такие короткие истории были или перепечатаны из американских журналов, или носили характер дополнения к текстовому повествованию. С развитием кинематографии и мультипликации расширяется и влияние комикса в детской периодике. Теперь он все чаще следует историям из кино. В Венгрии можно выделить Кату Бенедек, одну из первых художниц-комиксистов, которая начала рисовать истории из фильмов, связанные единым сюжетом. По сути ее работы были первой серией комиксов для детей в Венгрии. Важный момент: почти все такие серии не содержали текста, история рассказывалась только графически. А вот с 1924 года появляются в детской периодике и собственные персонажи, и текст. Все еще под картинкой, а не в речевом пузырьке. Самый первый известный венгерский персонаж детского комикса - Пети Леквар, персонаж Каты Бенедек. Его приключения выходили с 1924 по 1928 годы и снискали огромную популярность у детской аудитории.
Одна из историй о Пети Лекваре, Ката Бенедек, «Волшебная ярмарка», 1930.
-Разумеется, развитие комикса в Венгрии не остановилось в 30-х годах. Наоборот, наступает новая эра в данной индустрии. Как в комикс-серии, продолжение следует :) . 🙂
photo: Wikipedia
photo: Buborékban beszélők, a magyar képregény 150 éve, Kertész Sándor, Képregényáruház Bt. Nyíregyháza, 2023