Шандор Козлов: интервью с новым директором

03.09.2021
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Новый сезон Венгерский культурный центр начинает с двух важных изменений:
с 12 августа центр возглавляет уже знакомый многим Шандор Козлов, в прошлом атташе по культуре и спорту Посольства Венгрии и заместитель директора Центра.
Также с 1 сентября наше официальное название — Институт Листа.

В этом коротком интервью мы знакомим вас с новым директором и его планами на ближайшие 4 года.

В Венгрии все очень гордятся своим происхождением
Расскажи про свое детство? Как сосуществуют в тебе русский и венгерский языки?

Я родился в Будапеште в смешанной семье. Папа у меня из России, родом из Смоленской области, а мама — венгерка. Мое детство в культурно-образовательном и географическом смысле проходило между двумя странами — Россией и Венгрией. Это во многом определило и мою профессиональную деятельность.

В Венгрии все очень гордятся своим происхождением. Мое детство проходило в районе Матры (горный массив в Северной Венгрии), именно с этим регионом страны у меня связано множество воспоминаний. Об этом я более подробно рассказал в путеводителе «Персональный гид».

Как мне рассказывали мои родители, мое первое внятное слово — луна — было на русском языке. В моей повседневной жизни венгерский и русский существуют параллельно. Русскую литературу я предпочитаю читать на русском, венгерскую на венгерском, а иностранную — на английском. Думаю я всегда на том языке, на котором решаю конкретную задачу.

Мой внутренний социокультурный дуализм лучше всего отражает любимчик всей семьи — пёс венгерской породы пули. Вы наверняка видели пули на фотографиях или видеороликах про Венгрию. Это такие черные (бывают белые) лохматые овчарки со свисающими до пола дредами. У основателя Facebook Марка Цукерберга, кстати, тоже пули, только белого цвета. Мы хотели именно такую, классическую венгерскую породу: они очень умные, не линяют, и у моей мамы в детстве тоже был пули по имени Памач. Свою же собаку мы назвали Пушкиным. Почему именно Пушкин? Во-первых, он вылитый Александр Сергеевич — кудрявый, дерзкий и очень смышленый. Во-вторых, пули и Пушкин созвучны. В-третьих, он с большим скепсисом относится к французским бульдогам, что неудивительно, учитывая судьбу самого Пушкина.
Как ты оказался в дипломатической среде?

Меня всегда интересовали международные отношения, культурные связи и путешествия. В детстве я рисовал карикатуры на политиков, читал воспоминания путешественников вместо сказок и смотрел документальные фильмы про общественно-политическое устройство зарубежных стран. Так, лет в девять я переключил канал с вечерними мультфильмами на мини-сериал про филиппинского диктатора Фердинанда Маркоса. Неудивительно, что в 1997 году я решил поступать в МГИМО на факультет международных отношений со специализацией на странах Скандинавии. После окончания университета меня немного смущали перспективы строго регламентированной государственной службы, и я решил пойти по культурному направлению и нисколько не пожалел об этом решении. Сейчас же я совмещаю свои персональные интересы с профобразованием. Я уже работал в Венгерском культурном центре с 2002 по 2006 год в качестве секретаря по культуре. В 2017 году я вернулся в Москву дипломатом и работал атташе по культуре и заместителем директора Венгерского культурного центра в Москве.
До работы в Институте Листа ты был продюсером и менеджером будапештского клуба "Корабль А38". Чем именно там занимался? Какие мероприятия на твоем счету?

«Корабль А38» – это не просто клуб, а целый механизм и суперуспешный культурный проект. Это бывший советский типовой сухогруз, переоборудованный в ультрасовременную концертную площадку. Сейчас на А38 работает 3 концертных зала, 3 бара, 1 ресторан, а также телестудия прямого вещания, радиостанция и букинг-агентство.

На Корабле я занимался по большей части концертным букингом, развитием международных связей, проектной и фестивальной деятельностью, а также связями с общественностью. У меня были и свои международные проекты: серия зарубежных фестивалей My City в Амстердаме, Белграде, Вене, Кракове и Любляне, а также один из самых культовых джазовых фестивалей Будапешта – Újbuda Jazz Fesztivál.

Работа на А38 запомнилась множеством интересных знакомств. Было ощущение абсолютно мультикультурной среды. В один день ты общаешься с послом Голландии, на другой день у тебя музыкальный коллектив из Турции, а на третий – выездной проект в какой-то европейской столице.

На А38 мы принимали множество гостей из России, среди них театрального режиссера Юрия Любимова, писателя Владимира Сорокина и такие музыкальные коллективы, как НОМ, Ногу Свело, Messer Chups и т.д. Примерно в это же время я был менеджером музыкальных коллективов Дети Picasso, Wattican Punk Ballet, Másfél, а также сотрудничал с норвежским композитором Эрлингом Риибе Рамшелем.

Sziget – это не просто музыкальный фестиваль, а визитная карточка Будапешта и один из главных туристических триггеров Венгрии
Какое участие принимал в фестивале Sziget?

С фестивалем Sziget у меня связана давняя история. Поначалу я им помогал найти выходы на российский рынок, а потом стал заниматься более знакомой для меня организационной деятельностью. На протяжении нескольких лет я курировал и принимал участие в букинге третьей по значимости сцены фестиваля. Спустя несколько лет меня попросили заняться продвижением фестиваля на территории России, чем я и занимался при помощи очень опытных московских коллег.
Как проводишь свободное время?

По знаку зодиака я классические Близнецы – мне никогда не бывает скучно с самим собой, и я всегда могу найти интересное занятие, поэтому у меня слишком много хобби, но катастрофически мало свободного времени. Я очень люблю культуру во всех ее проявлениях – музыку, литературу, кино, театр, искусство, архитектуру и т.д. Стараюсь посещать актуальные выставки, концерты, смотреть независимое кино и следить за тенденциями в современном искусстве. Увлекаюсь футболом, стараюсь три раза в неделю играть с друзьями и коллегами. Слежу за своими любимыми командами.
В качестве приоритетных направлений я бы выделил современное искусство, музыку и танец, а также дизайн
Какие планы на следующие четыре года?

Последние 4 года я проработал в качестве атташе по культуре и спорту и принимал активное участие в формировании курса и программ Венгерского культурного центра. За это время я успел реализовать множество творческих идей и наметить цели на будущее. Мне хотелось бы укрепить имидж Венгрии как очень открытой, креативной и прогрессивной страны. Долгое время культурная дипломатия воспринималась лишь в рамках традиционных форм – кино, музыка, литература, изобразительное искусство. На мой взгляд настолько же важными направлениями являются дизайн, танец, архитектура, гастрономия, туризм или даже спорт. Во многом я буду продолжать вектор деятельности, который мы наметили вместе с предыдущим директором – Анитой Хедьи (2016-2021).

В качестве приоритетных направлений я бы выделил современное искусство, музыку и танец, а также дизайн. В этих сферах у нас есть многое, что сказать и показать. Также очень важным направлением будет работа с регионами. Во многих российских региональных центрах сейчас наблюдается очень активная и, что самое главное, прогрессивная культурная политика. Открываются современные креативные пространства, формируется новая аудитория. В регионах, как правило, очень благодарная и глубокая, понимающая культуру публика, что не может не радовать. В следующем году у нас также планируется открытие здания Института Листа на Поварской после масштабных ремонтных и реставрационных работ.

Мы продолжим поддерживать курсы венгерского языка при Институте Листа. Ввиду ремонта здания и ограничений, связанных с пандемией, курсы проходят пока в онлайн-формате. Радует, что открывается больше возможностей изучать венгерский язык. Так, в этом году на переводческом факультете Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) набрана группа 1 курса бакалавриата с венгерским языком как первым. Наш центр оказывает им всяческую поддержку.
Провокационный вопрос. Где лучше – в России или Венгрии?

Это очень сложный вопрос, потому как свои родные места нужно любить не только за плюсы, но и понимать и принимать возможные минусы. Я родился в Венгрии, я гражданин этой страны и всю свою жизнь считаю себя в первую очередь венгром. Это проявляется как в моем менталитете, гастрономических вкусах, языковых преференциях, так и в банальных предпочтениях – за кого болеть во время спортивных соревнований. Я очень люблю Будапешт и венгерскую провинцию, уникальный культурный код страны, очень расслабленный менталитет людей. Что мне больше всего не нравится в венграх – это излишняя апатия и порой клинический пессимизм.

Россия – совершенно уникальная страна, с очень богатой культурой и природой. На мой взгляд, сейчас Россия переживает один из самых интересных периодов своей истории. Я имел возможность наблюдать за изменениями страны на протяжении 40 лет и ее темпы внутренней трансформации ни с чем не сравнить. Москва сейчас – один из самых быстро развивающихся городов Европы, где культура играет определяющую роль. В России мне не нравятся лишь большие расстояния, как между городами, так и внутри столицы. Климат здесь чуть более суровый, чем в Венгрии, и отношение людей к работе и свободному времени совершенно иное, чем у нас. В России очень важны статус человека и его материальное состояние. В Москве люди работают круглые сутки, порой по 24 часа. Звонок по рабочим делам в полночь или утром в воскресенье – это нормальное явление. В Венгрии послерабочее время и выходные считаются неприкосновенными. В это время люди уделяют время себе или семье. В этом смысле в Москве многие вопросы могут решаться быстрее даже на бытовом уровне. В Венгрии с другой стороны дышится свободнее, хоть ты и ограничен по времени, особенно когда это касается сферы услуг. В какой-то степени это палка о двух концах. И в одном, и в другом случае есть свои плюсы и минусы.