5 известных архитекторов Венгрии (часть 2)

архитекторы мегаполисов
28.04.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
В нашей предыдущей статье мы познакомили вас с самыми известными венгерскими архитекторами, определившими облик Будапешта. В этот раз мы представляем вашему вниманию пятерку венгерских архитекторов, добившихся успехов за пределами своей родины. Многие из них были не только выдающимися мастерами своего дела, но и авторами множества архитектурных шедевров, ставшими символами мировых мегаполисов.
Ласло Худьец (1893-1958) – главный архитектор Шанхая
Ласло Худьец, известный также как Ладислав Худец, родился в Бестерцебане в венгерско-словацкой семье. В 1914 г. он окончил Будапештский университет технологии и экономики. Начавшаяся Первая мировая война прервала его карьеру архитектора, и ему пришлось вступить в ряды австро-венгерской армии. В 1916 году он попал в российский плен и был отправлен в Сибирь. В Российской империи не хватало квалифицированной рабочей силы, и его архитектурные знания пришлись очень кстати. В 1917 году он заболел брюшным тифом, и при перевозке больных и раненых на поезде Красного Креста ему и нескольким его друзьям удалось бежать в сторону китайской границы. В результате он оказался в Шанхае, где сначала присоединился к американской архитектурной компании, а вскоре открыл собственную контору. С этого момента импозантный иностранец стал одним из самых востребованных архитекторов золотого века Шанхая. С 1925 по 1941 гг. он спроектировал 37 зданий, многие из которых являются символами Шанхая ХХ века. Самые известные из них – 22-этажный «Парк Отель», немецкая лютеранская церковь и особняк Вукан, ранее известный как Апартаменты Нормандии. Последние годы своей жизни Худьец провел в Швейцарии, в Ватикане и Калифорнийском университете в Беркли.

Эмери Рот (1871-1948) – архитектор манхэттенской элиты
Эмери Рот родился на территории Австро-Венгерской империи в венгерской еврейской семье. Ему было всего 13 лет, когда после смерти отца ему пришлось эмигрировать в Соединенные Штаты. Архитектурная карьера Эмери Рота началась в Чикаго, где он начал работать на главную в то время архитектурную контору Burnham & Root. Однако вскоре он переехал в Нью-Йорк, и его самые известные работы связаны именно с «Большим яблоком». Его стиль в то время опредеделяли увлечения ар-деко и ар-нуво. Среди первых работ архитектора отель «Бельклэр» – одна из самых престижных гостиниц Манхэттена, где останавливались Марк Твен и Максим Горький. Всеобщую известность Эмери Роту принесли его детища – отель «Ритц» и жилые дома «Бересфорд», «Эльдорадо» и «Сан-Ремо». Жильцами «Сан-Ремо», самого известного здания в Центральном парке Нью-Йорка, были Рита Хейворт, Дайана Китон, Стивен Спилберг, Дастин Хоффман и даже Стив Джобс, который купил здесь квартиру, но вскоре продал ее вокалисту группы U2 Боно – слишком уж редко он появлялся в Нью-Йорке. Имя Эмери Рота большей частью ассоциируется с роскошными элитными зданиями, но он также строил дома и церкви для менее обеспеченных жителей Нью-Йорка. Одной из таких работ является Первая венгерская реформатская церковь 1915 года, которая гармонично сочетает венский модерн и венгерские народные мотивы. После смерти Эмери Рота его сыновья продолжили cемейный бизнес и компания Emery Roth & Sons стала автором таких известных зданий, как Дженерал Моторс Билдинг, Центр Ситигруп и Всемирный торговый центр, разрушенный в результате террористической атаки 11 сентября 2001 г.
Марсель Брёйер (1902-1981) – от дизайна стульев до архитектурного брутализма
Марсель Лайош Брёйер родился в Венгрии, в еврейской семье. В юности он переехал в Веймар и поступил в легендарную архитектурную и художественную школу «Баухаус», где в последствии стал преподавателем. В 1920-е Брёйер преимущественно занимался дизайном мебели. В 1925 году он создал свой знаменитый стул «Василий» (1925), сделанный из стальных трубок и названный в честь русского художника-абстракциониста Василия Кандинского. Этот стул впоследствии определил стилистику конторской мебели во всем мире. В конце 1920-х Брёйер переехал в Берлин, но после прихода к власти нацистов был вынужден эмигрировать в Лондон, а позднее – в США. Там он присоединился к Вальтеру Гропиусу, стал преподавать архитектуру в Гарварде и начал свою практику. Это послужило катализатором для распространения модернистского дизайна. В последующие десятилетия его работа со студентами и такими будущими светилами, как Филипп Джонсон и Пол Рэндольф, помогла многим американцам оценить и понять новый способ проектирования и сыграла заметную роль в дальнейшем развитии жилого строительства США. Среди его архитектурных нововведений американского периода «двухъядерный дом» и т.н. «крыша-бабочка». В 50-60-е гг. он занимался исследованием конструктивных и пластических возможностей железобетона, сыграв огромную роль в развитии брутализма. Среди самых известных проектов Брёйера можно выделить Музей американского искусства Уитни, Штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже, центральную библиотеку в Атланте, дом Хаггерти в Кохассете (Массачусетс) и т.д.
Эрнё Голдфингер (1902-1987) – от лесопильщика до главного злодея «Бондиады»
Эрнё Голдфингер родился в Будапеште в семье владельца лесопилок и собственного мебельного производства. В возрасте 18 лет молодой Эрнё переехал на учебу в Париж, где вскоре открыл свою мастерскую, специализирующуюся на дизайне интерьеров и проектировании фанерной мебели. В начале 1930-х он переехал в Лондон, но поначалу был мало востребован. Послевоенный экономический кризис заставил власти Великобритании прибегнуть к строительству высоток из доступных строительных материалов, что положило начало длинной и успешной карьере Голдфингера. Самыми известными из них становятся выполненные в стиле архитектурного брутализма башни Балфрон и Треллик. В Балфроне некоторое время жил и сам Голдфингер, в нем также любят снимать футуристическое кино и музыкальные клипы. Помимо высоток, Голдфингер строил школы, кампусы, офисы, жилые дома, а также был архитектором главного офиса британской коммунистической партии и нового здания Министерства здравоохранения. Он стал ключевой фигурой модернистского архитектурного движения, хотя его проекты изначально были довольно непопулярны среди публики и других архитекторов. Ходили легенды о скверном характере Голдфингера, за что британский писатель Ян Флеминг сделал его прототипом главного злодея в седьмом романе о Джеймсе Бонде, также носящего имя Голдфингер
Альфред Форбат (1897-1972) – архитектура ради функции
Альфред Форбат родился в венгерской еврейской семье в городе Печ. Учился в Будапештском университете технологии и экономики и Мюнхенском техническом университете. С начала 1920-х работал в архитектурном бюро Вальтера Гропиуса в Веймаре, вместе с другими венграми – Ласло Мохой-Надем и Марселем Брёйером. С 1923 по 1924 гг. он работал внештатным архитектором в Веймаре и в группе MA в Вене. Затем с 1924 по 1925 гг. работал в Лиге наций в качестве технического руководителя жилищного строительства в Салониках. С 1925 по 1928 гг. был ведущим архитектором берлинской компании Зоомерфельд, а с 1928 по 1932 год работал в архитектурном бюро Хьюберта Хоффмана, занимаясь разработкой проектов для берлинского жилищного строительства Cименcштадт (1930) и Хазельхорст (1931). В начале 1930-х работал в СССР в составе интернациональной бригады Эрнста Мая, в тресте Стандартгорпроект. Здесь он участвовал в разработке проектов новых городов в годы первых пятилеток, а также в проектировании «Квартала № 1» соцгорода в Магнитогорске, также составил генеральную схему развития Караганды. В середине 30-х на некоторое время вернулся в Венгрию, но, не найдя должного понимания со стороны архитекторов, градостроителей и властей, в 1938 году переехал работать и преподавать в Швецию, где и скончался в возрасте 75 лет. Сегодня Форбата относят к одному из главных представителей функционализма в архитектуре.