5 известных архитекторов Венгрии (часть 1)

архитектурные шедевры Будапешта
23.04.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Приезжая в любой город, мы изучаем его историю, обычаи, пробуем национальную кухню, фотографируем и изучаем местную архитектуру. В нашей статье мы познакомим вас с самыми известными венгерскими архитекторами, определившими облик Будапешта. В следующей публикации мы представим вашему вниманию пятерку венгерских архитекторов, добившихся успехов за пределами своей родины.
Михай Поллак (1773-1855) – от готики до неоклассицизма
Михай Поллак был одним из самых ярких представителей венгерского неоклассицизма. Он обучался архитектуре в Вене и работал на завершающей стадии строительства Собора Рождества Девы Марии в Милане. В 1798 г. он переехал в Будапешт и уже спустя 7 лет вошел в архитектурную комиссию по благоустройству города. Его архитектурные предпочтения в течение жизни менялись от поздней готики и барокко до неоклассического стиля. По проекту Поллака построены здания Венгерского национального музея, дворца Шандора в Буде, евангельской церкви на площади Деак и бывшей военной академии Людовики. Будучи членом архитектурного комитета, он сыграл огромную роль в оформлении градостроительной структуры и внешнего облика Будапешта. Площадь перед зданием Венгерского национального музея Будапешта названа в честь Михая Поллака.
Миклош Ибль (1814-1891) – представитель историзма
Миклош Ибль, как и Поллак, получил образование в Вене, учился в Мюнхене и ездил на стажировку в Италию и Великобританию. Ибль был одним из главных представителей историзма, использовал богатые декорации как в экстерьерах, так и в интерьерах зданий. Его архитектурная мысль со временем эволюционировала от барокко и романтики к неоклассическому стилю. Ибль был одним из ведущих архитекторов Европы в середине и конце XIX века, а также самым влиятельным архитектором своего времени в Венгрии. Многие из его зданий стали неотъемлемой частью городского пейзажа Будапешта: базилика Святого Стефана (совместно с Йожефом Хильдом), термальная баня Рац, бывший Дворец таможни (ныне Экономические университет), а также тронный зал и крыло Кристинаварош в Королевском дворце. Он также построил множество церквей и замков по всей Венгрии. По его проектам был проложен парадный проспект венгерской столицы – проспект Андрашши. В 1953 году была учреждена премия в его честь – одна из самых престижных венгерских государственных премий в области архитектуры.
Имре Штейндль (1839-1902) – создатель символа Будапешта
Имре Штейндль был одним из самых выдающихся архитекторов своего времени. Получил образование в Техническом университете в Будапеште и Академии художеств в Вене, специализировался на готической архитектуре. По его проекту в 1870-75 гг. была построена Новая ратуша объединённого Будапешта. Главное же творение архитектора – это здание парламента Венгрии, ставшее символом венгерской столицы и архитектурной жемчужиной Дуная. В его творчестве сплелись элементы неоготики по образцу Вестминстерского дворца и влияние парижского бозара. Имре Штейндль не дожил пяти недель до торжественного открытия своего детища, которое состоялось в 1902 году. По замыслам архитектора, здание Парламента, его внутренние интерьеры должны напоминать посетителям о 1000-летней истории венгерского государства. В строительстве было задействовано около ста тысяч человек, было использовано 40 миллионов кирпичей, полмиллиона драгоценных камней и 40 килограммов (88 фунтов) золота.
Эдён Лехнер (1845-1914) – венгерский Гауди
Эдён Лехнер был одним из первых представителей венгерского сецессиона. Учился в Политехническом институте в Будапеште, Академии художеств в Берлине, в учебных заведениях Франции и Англии. Первые работы Лехнера были в стиле эклектики, позднее он стал ярчайшим представителем модерна, за что и получил прозвище «венгерский Гауди». Свои архитектурные шедевры он украшал рисунками из мозаики фарфоровой мануфактуры Жолнаи, вдохновляясь при этом древним венгерским и тюркским народным искусством. Он совмещал керамическую плитку с таким современным на то время материалом, как бетон и железо. К самым известным постройкам Лехнера относятся здания Музея прикладного искусства, церковь Святого Ласло, Дворец Дрешлера. Именем Лехнера названа аллея в Будапеште, площадь в Сегеде и улица в Кечкемете.
Имре Маковец (1935-2011) – «органический архитектор»
Имре Маковец был одним из самых выдающихся представителей органической архитектуры. Он начал свою карьеру как главный критик соцреализма в архитектуре и единообразия, заложенного в нем. После падения железного занавеса в 1989 году он также подверг критике идеи глобализации и корпоративной культуры. На него в разной степени оказали влияние взгляды архитектектора Фрэнка Ллойда Райта, философские труды Рудольфа Штайнера и традиционное венгерское искусство. Маковец был набожным католиком и национальным романтиком. Философия архитектурного воплощения гармонии природы, основоположником которой является Маковец, легла в основу его многочисленных творений, в числе которых церкви и павильоны, рынки, торговые центры и дома культуры. Его основные работы включают в себя: зал прощания на будапештском кладбище Фаркашрети, Дворец культуры в Шарошпатаке, лютеранская церковь в Шиофоке и католическая церковь в Пакше. Имре Маковец был одним из основателей Венгерской Академии Художеств.

В период с 2016 по 2019 г. Венгерский культурный центр при поддержке Венгерской Академии Художеств организовал российский тур для выставки «Имре Маковец: ...Соединяя небо и землю…».



Виртуальная экскурсия «Будапешт и окрестности. Такой странный Имре Маковец» от проекта «Москва глазами инженера»