Венгры и Баухаус

10.11.2019
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Немецкая архитектурная школя Баухаус просуществовала всего лишь 14 лет, однако за этот короткий срок она совершила настоящую революцию в архитектуре и дизайне всего мира и превратилась в самостоятельное течение, которое до сих пор не потеряло своей актуальности.
Людмила Веконь
Филолог, гид

История школы

Школа Баухаус была образована в Веймаре 12 апреля 1919 года в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Руководителем нового заведения стал молодой берлинский архитектор Вальтер Гропиус.
Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».
Фото: mymodernmet.com

Ласло Мохой-Надь

Среди преподавателей, которых объединяли новаторские подходы к искусству, был и выдающийся венгерский художник, теоретик фото- и киноискусства, журналист Ласло Мохой-Надь (1895-1946). Он не только читал курс по художественной обработке металла, но и отвечал за все типографские работы: к примеру, занимался выпуском знаменитых книг Баухауса, а также преподавал теорию цвета.

Мохой-Надь занимался коммуникативным дизайном, фотографией и киноэкспериментами. В историю мирового искусства Надь вошел прежде всего как "человек с камерой". В 1926-м году Ласло Мохой-Надь сочинил мультимедийный проект фильма о мегаполисе и в качестве пробы снял свой «Берлинский натюрморт» – серию ракурсных киноснимков и бытовой хроники города.
Он один из первых открыл фотограмму – получение изображения через облучение фотобумаги. Между прочим, в середине 1920-х годов Мохой-Надь познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов.

Интересная глава в наследии Мохой-Надя – это его работа в качестве театрального художника и сценографа (в частности, для прогрессивной берлинской "Кролл-оперы"). Сценографические работы, эскизы костюмов – доказательство универсальности таланта художника. Своих студентов Мохой-Надь призывал к отказу от специализации и стиранию граней между искусством, дизайном, фотографией, архитектурой и их отдельными проявлениями.

В 1934 году Мохой-Надь эмигрировал из нацистской Германии в Амстердам, оттуда в Лондон, и затем в 1937 – в США. В Чикаго Мохой-Надь, продолжая развитие идей Баухауса, создал Школу дизайна, которой руководил с 1939 до конца жизни.

Мохой-Надь считается одной из крупнейших фигур мирового авангарда первой половины XX века. Его имя носит Университет искусства и дизайна в Будапеште.
Ласло Мохой-Надь. Фотограмма. Серебряно-желатиновая печать
Фото: welovebudapest.com
17/11, 10:00-23:00
Bau100haus - фестиваль, посвященный 100-летию Баухауса
Программа фестиваля для детей и взрослых изучает влияние Баухауса на архитектурную и художественную жизнь различных стран на примере Германии, Израиля и Венгрии.

Марсель Брёйер

В 1925 году Веймарские власти перестали субсидировать Баухаус, и заведение было переведено в Дессау. В школу пришли новые преподаватели, в том числе венгерский архитектор и дизайнер Марсель Брёйер (1902-1981).

Марсель Брёйер увлекался модернистскими экспериментами с дизайном мебели. Брёйер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Его стул из стальных трубок, названный "Василием" в честь русского художника и теоретика изобразительного искусства Кандинского, стал одним из известных произведений. Подчёркнуто кноструктивные и экономичные кресла, стулья и табуреты Марселя Брёйера из плавно изогнутых стальных трубок стали "визитной карточкой" стиля Баухауса. Образцы трубчатой мебели Брёйера были выпущены миллионами экземпляров, и давно заняли устойчивое место среди классики модернизма.

Но не только стальная мебель принесла Брёйеру международную известность. Ему также принадлежит место новатора в области дизайна интерьеров.

В 1928 году Брёйер открыл частную мастерскую в Берлине и занялся архитектурной практикой. В начале 1930-х годов были завершены его крупные архитектурные работы в духе рационализма: дом Гидиона Зигфрида в Цюрихе, дом Харнишмахера в Висбадене и жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе.

В 1935 Брёйер эмигрировал из нацистской Германии в Англию, а в 1937 переехал в США, где до 1941 года работал вместе с Гропиусом в Гарвардской школе архитектуры. В этот период он разработал новые варианты семейных домов, которые сыграли заметную роль в дальнейшем развитии жилого строительства США.

В 1946 году Брёйер покинул Гарвард и начал самостоятельную работу в Нью-Йорке. В 1953 он выиграл конкурс на проектирование комплекса ЮНЕСКО в Париже. В 1950-е и 1960-е годы Брёйер занимался исследованием конструктивных и пластических возможностей железобетона.

Брёйер свободно использовал широкий диапазон форм, конструктивных идей и материалов, он всегда соединял рациональность с острой пластической выразительностью композиции, стремился к ясности структуры сооружений, к компактности планов и объёмов.
Стул "Василий" Фото: wikipedia.org
Где искать Баухаус в Будапеште
Ученики Баухауса экспортировали свои идеи по всему миру. Сегодня практичные и экономичные здания в этом стиле можно обнаружить в разных уголках планеты, в том числе и в Будапеште. Мы расскажем вам, где же искать здания в стиле Баухаус в Будапеште.