5 венгерских ретроигрушек

легендарные металлические игрушки завода «Lemezárugyár»
25.06.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
У каждого венгерского ребенка, выросшего в эпоху социализма, непременно были металлические игрушки легендарного завода «Lemezárugyár». Эти игрушки отличались яркими цветами и необычным дизайном. В нашей статье в рамках проекта «Год венгерского дизайна» мы расскажем о пятёрке самых культовых игрушек этой серии.
Диапроектор
Легендарный завод игрушек из металлических листов «Lemezárugyár» стал настоящим символом эпохи. У каждого венгерского ребенка была хотя бы одна игрушка их производства. Утопические космические ракеты, паровозики с колокольчиками, а также культовые машинки и мотоциклы на маховике (маховое колесо) будоражили фантазии нескольких поколений.

В Венгрии производство металлических игрушек началось в 1953 году. Тогда Министерство металлургии и машиностроения приняло решение сделать из фабрики по изготовлению металлических листов венгерский центр по производству игрушек. Предшественниками этих фабрик были металлургические комбинаты Михая Штадлера, компания Мюллер и Фехер (Müller és Fehér) и венгерское металлургическое акционерное общество «Magyar Fémdoboz Művek Rt.». Они производили по большей части песочные лопатки и вёдра, копилки, машинки без механизмов и известную на всю страну фигурку крокодила на торсионной пружине.

После национализации в 1948 году изготовление металлических игрушек переместилось на базу «Fémdoboz és Tubus Művek» в городе Дьёр, а потом на завод «Elzett», специализирующийся на производстве тяжелых промышленных замков и металлоконструкций для дверей и окон. Производство пружинных грузовиков и самолетов началось на основе зарубежных образцов под названием «Lemezárugyár» (завод металлических листов).

В 1954 году была выпущена первая продукция завода – электрический диапроектор с металлическим каркасом. Появились первые модели игрушечных автомобилей с маховиком: машина скорой помощи, грузовик с открытым и закрытым кузовом, пожарная машина, затем машина с краном и три модели разборных автомобилей. По большей части это были механические игрушки с маховым колесом или на пружине. Первая металлическая железная дорога стала настоящим хитом продаж. Производство игрушек располагалось в Будапеште и Дьёре.

Настоящим хитом конца 60-х стала «Лунная ракета». Катающаяся по поверхности ракета при столкновении с препятствием останавливалась, а затем при помощи подъемного устройства вставала в вертикальное положение. Затем открывалась дверь космической кабины, где было изображение героя-космонавта Советского Союза. В эпоху освоения космоса эта игрушка моментально стала лидером продаж.

На протяжении последующих лет игрушки менялись и технически совершенствовались. Однако к концу 80-х годов отсутствие прибыли от продаж и очередной кризис поставили крест на легендарном заводе «Lemezárugyár». Сейчас эти игрушки перестали быть просто объектами ностальгических воспоминаний, а стали частью модной «ретрокультуры». Мы представляем Вашему вниманию пятёрку самых популярных и уникальных игрушек завода «Lemezárugyár»:
«Лунная ракета»
Лунная ракета – одна из самых популярных игрушек завода «Lemezárugyár». Производились в белой, серой, серебряной и золотой расцветке. На сером, серебряном и золотом варианте был логотип «Интеркосмоса» – советской космической программы, позволившей космонавтам и организациям из дружественных СССР стран участвовать в космических исследованиях. О первом полете венгерского космонавта Фаркаша Берталана по этой программе читайте в нашем блоге.
«Лунный автомобиль»
Космическая тематика завода «Lemezárugyár» была одной из самых популярных. Космические машины, лунные автомобили и роботы-разведчики появились на фоне успехов советской космонавтики и возрастающей популярности научной фантастики. Игрушки производились как из металла, так и из пластика. На многих из них был логотип «Интеркосмоса».
«Машина-гном»
Согласно положениям Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), Венгерская Народная Республика не могла производить легковые автомобили, и тем популярнее были ее игрушечные машинки. Название «Törpeautó» с венгерского языка можно перевести как малолитражка, или машинка-гном. Машину можно было привести в движение, нажав на шляпу водителя.
«Поезд с колокольчиком»
Одна из самых культовых игрушек своего времени «Поезд с колокольчиком» была объектом мечтаний множества венгерских детей. На ходу нос поезда тоже приводился в механическое движение вправо или влево, издавая характерный грохот. Во время остановок «машинист» громко сигналил.
«Автогонки»
Очень популярная гоночная игра с машинками разной раскраски, трассой и трибунами. Машинки были прикреплены к пружине и ехали при помощи пульта дистанционного управления. Примечательно, что первый этап Гран-при Формулы-1 за железным занавесом был проведен как раз в Венгрии. С 1986 года вблизи венгерской столицы проходит одна из ее самых сложных трасс «Хунгароринг»
Игрушки в современном искусстве
Игрушки завода «Lemezárugyár» были объектами творчества Антона Мольнара, одного из самых известных современных художников Венгрии. На его картинах можно увидеть изображения лунных автомобилей, машинок-гномов, мотоциклов и т.д. Среди коллекционеров работ Антона Мольнара были бывший французский президент Жак Ширак и модель Синди Кроуфорд, а такие компании, как Louis Vuitton и Moët & Hennessy делали ему заказы.

C полной коллекцией игрушек завода «Lemezárugyár» можно ознакомиться на сайте, посвященном его истории.