Венгерские танцы

18.04.2019
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Венгрия – небольшая, но очень яркая страна! Характер у венгров очень задорный, открытый, жизнелюбивый. И венгерская танцевальная музыка под стать национальному характеру: зажигательная, с острой перчинкой, но, в то же время, необычайно напевная.

Запретные танцы

Самые первые танцы древних венгров были тотемическими. Они знаменовали соединение человека с природой и рассказывали о важных, этапных событиях: рождение, создание семьи, охота, война и смерть. С принятием христианства танцевальные традиции постепенно изменились. Поначалу церковь допускала священные пляски: христиане изображали мистерии в храмах, плясали в честь Бога и даже танцевали на кладбищах, желая почтить память умерших. К примеру, в Южном Задунавье довольно долго сохранялся танец «Bene Vendel», передающий скорбное настроение и боль утраты.

Со временем пляски стали терять свой строгий, чисто религиозный характер, поэтому появлялись указы королей и послания пап, запрещающие танцы. Однако запреты запретами, а простой люд стремился к чувственному выражению. Так, например, сохранились средневековые письменные упоминания так называемых венгерских круговых танцев (körtánc, füzértánc), в которых под народные песни танцевали одновременно мужчины и женщины всех возрастов. Подобные танцы завершали собой любое празднество.

Эпоха расцвета народных танцев

В XVI и XVII веках появились танцы гайдуков (hajdútánc). В те времена гайдуками называли вооружённых крестьян, боровшихся против османского владычества. Этот танец с оружием в руках был наполнен энергичными движениями и отражал воинскую мужественность и решимость. Танец гайдуков был очень популярен среди многих народов Карпатского бассейна, боровшихся с турецким игом. Музыканты наигрывали танцевальные мелодии на волынке, барабане кубкообразной формы и тарогато - деревянном духовом инструменте.
К XVIII веку песенно-танцевальный фольклор Венгрии стал очень богат и разнообразен. В шутливом игровом танце «эгереш» (egeres tánc) пары изображали погоню кота за мышью. В озорном «шювегеше» (süveges tánc) мужчины танцевали сольную партию в высоких головных уборах из фетра (шювегах), а затем снимали их и приглашали женщин на шутливый поединок – нужно было постараться отнять головной убор. Если женщинам это удавалось, они танцевали свою сольную партию, затем так же приглашали мужчин отнять шювеги.

Очень популярным танцем был «лапоцкаш» (lapockás tánc). Танцоры становились в круг, в середине которого танцевала отдельная пара – мужчина и женщина. Один из танцующих двигался вне круга и в знак симпатии и заигрывания слегка ударял партнёра тонкой плоской дощечкой – «лапоцкой». Тот, до кого дотронулись, забирал дощечку, забегал в круг, а выбывший из пары начинал погоню с дощечкой за другим партнёром.
Наиболее сложны мужские танцы, в которых много тяжелых ритмических фигур. Примером одного из сложных мужских танцев можно назвать «пастуший танец с посохами» (botoló pásztor tánc). Танцоры с удивительной скоростью и ловкостью вращают посохами, словно оружием, перебрасывают их из рук в руки и перепрыгивают через них. Иногда танцуют с кнутами или топориками. Конечно, исполнение таких танцев требует от участников выносливости и технической сноровки.

Чардаш – танцевальный король Венгрии

Во второй половине XVIII века появился жанр венгерской танцевальной музыки «вербункош» (verbunkos). Этот мужской танец исполняли на пунктах вербовки и на проводах в армию, поэтому его название является искажением немецкого слова werbung (вербовка). Движения танцоров быстрые, энергичные: мужчины демонстрируют свою силу и ловкость. А основу этой танцевальной мелодии составляют венгерские народные мотивы вплетением с южнославянских, румынских и немецких ритмов.
Глаз едва успевает замечать проделываемые ногами танцоров быстрые и сложные движения!
Считается, что вербункош стал прародителем всемирно известного венгерского танца «чардаш» (csárdás). Несмотря на большое разнообразие местных вариантов танца, можно установить его общие черты: первая часть спокойная и медленная, а вторая – задорная и быстрая. Пары вышагивают плавно и неторопливо. Постепенно ритм нарастает, мужчины выполняют прихлопывания и притопывания, то и дело подпрыгивая и ударяя одной ногой о другую, а девушки всё ритмичнее кружатся. К концу танца выполняются парные вращения, мужчины поднимают девушек и переносят их с одной стороны на другую.
Этот красочный танец вдохновил многих композиторов: Ференца Листа, Витторио Монти, Иоганнеса Брамса, Иоганна Штрауса, Имре Кальмана. Есть чардаш и в балете «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского.

Самый известный венгерский женский танец

Венгерские женские танцы более сдержаны, в них внутренний, скрытый темперамент. Основные движения женского танца – это повороты корпуса бедром вперед, кружение. Самый известный из женских танцев – это «танец с бутылками» (üveges tánc). Женщины двигаются плавно, ритмично постукивая каблучками. На головах у них стоят бутылки, доверху наполненные красным вином.
Вот что рассказывают о появлении этого танца: глава крестьянской семьи зарабатывал на жизнь на барских полях, а жена, часто с ребёнком на руках, носила ему еду и питьё. Корзину с едой привязывала за спину, а бутыль с красным вином ставила на голову. Проходя мимо барского двора, женщина гордо выпрямляла спину, чтобы не показать, насколько ей тяжело. Так и появился танец с бутылками, который восхищает зрителей своей виртуозностью.

Замечательная возможность познакомиться с самобытной венгерской танцевальной культурой – посещение фольклорного концерта всемирно известного Народного ансамбля и оркестра «Райко», по праву гордящегося своими многолетними традициями.

Текст: Людмила Веконь
Мангалица – милая шерстяная свинка из Венгрии
В Венгрии выращивают уникальную длинношерстную породу свиней – венгерскую мангалицу, которую из-за густой «шубы» многие называют «шерстяной свиньёй».
Скорее всего, тарогато, издающий очень пронзительные и резкие звуки, был заимствован венграми у турок. Это предположение подкрепляет старинное венгерское название инструмента - турецкая дудка, свисток.