Венгерский Бидструп - Пал Пустаи

Венгерский комикс и карикатура

25.04.2024
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Пал Пустаи - известнейший венгерский график и карикатурист, чьи работы по яркости, остроте и уникальности не уступают творениям знаменитого Херлуфа Бидструпа. Сейчас, спустя 54 года после его смерти, вновь наблюдается волна интереса к творчеству художника.
Пал Пустаи родился в 1919 году в Будапеште. О его ранних годах, семье и учебе информации практически нет.

Известно, что начинал он свою свою карьеру не совсем как художник, а был офицером венгерских Государственных железных дорог, где рисовал плакаты по технике безопасности, предотвращении аварий, несчастных случаев и т.п. После этого он работал в рекламе, а к рисованию карикатур пришел только после своего 35-летия.

Первые свои карикатуры Пустаи опубликовал только в 1955 году. Его карикатурные серии, сейчас их можно было бы назвать стрипами или предшественниками вэбтунов, отличались ярким, узнаваемым графическим стилем, легким, мягко-ироничным содержанием. Герои художника быстро полюбились публике.
(одно-, трех-, реже четырехкадровые комиксы)
(короткие комиксы, адаптированные для просмотра с помощью гаджетов)
photo: Pusztai Pál, 1963, Budapest ; Athenaeum Nyomda
Наиболее известными стали две его комикс - серии (хотя сам Пустаи, свои работы комиксами не называл): «Иван и Джо» и «Юцика».

Иван и Джо - серия комиксов-карикатур о военной политике, главные персонажи которых (главные персонажи которых, как понятно из названия — американский и советский военные), выходили с 1959 года в сатирическом журнале «Лудаш Мати», брате советского «Крокодила».
photo: http://www.galeriasavaria.hu
А вот Юцика появилась чуть раньше - первая короткая история о ней вышла 4 января 1957 года в журнале «Интересные новости» (Érdekes Újság). А с 15 января 1959 года девушка «переехала» на страницы «Лудаш Мати". Комикс об экстравагантной, яркой и раскрепощенной Юцике настолько полюбился читателям, что редакцию заваливало письмами с жалобами, если номер выходил без ее участия. Запоминающиеся образы героев Пустаи настолько выделялись среди прочих, что сразу было понятно, кто автор.
Восхищение пышными формами, легким жеманством Юцики, лишенными всякой пошлости, - все это он передаёт линиями, без ханжества, выражая житейские, очень человеческие явления и потребности приятными, мягкими, захватывающими пространственными формами. При этом противоположно, отталкивающе - жесткими, полярными короткими, небольшими штрихами, когда говорит о >>враге<<, >> о противостоянии<<. Что это, если не графика как искусство? Использование систем линий, выразительных, с вариантами, оттенками или даже без них, округлых, с мягкими изгибами и острыми углами, чтобы выразить растворяющую и противоречивую реальность
— о феномене Юцики Артур Коцаг:
Изначально комикс выходил черно-белым, а с момента переезда в «Лудаш Мати" стал цветным. Приключения Юцики продолжались до 11 сентября 1970 года и выходили бы дальше, если бы не скоропостижная смерть художника. Пал Пустаи отдыхал в Дубровнике, где ему неожиданно стало плохо после купания. Приехавшая скорая могла лишь констатировать внезапную смерть от острой сердечной недостаточности.
Юцика продолжает пользоваться популярностью до сих пор. Точнее, можно сказать, что в последние годы комикс о ней стал даже популярнее, чем был при жизни автора. За приключениями озорной девушки вы можете следить в ее собственном телеграм - канале (16+).Помимо этих двух комиксов Пал Пустаи печатался со своими карикатурами на различные злободневные темы во множестве газет и журналов, в том числе Dolgozók lapja, Ország-világ, Nők Lapja, Képes Magyarország, Füles - чрезвычайно популярных изданиях своего времени.
Художник участвовал в международных выставках и биеннале карикатуристов, много рисовал для рекламы, были выпущены альбомы его творчества, серия открыток (оставалась в ходу еще много лет после его смерти).