От ХОДМЕЗЁВАШАРХЕЯ до МОШОНМАДЬЯРОВАРА

Типографическое путешествие по Венгрии

02.02.2023
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
2 февраля в корпусе Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург открылась выставка «От ХОДМЕЗЁВАШАРХЕЯ до МОШОНМАДЬЯРОВАРА.Типографическое путешествие по Венгрии», ставшая итогом совместного конкурса, Института Листа и Школы дизайна, при поддержке Венгерского культурного фонда (NKA).
В рамках конкурса студентам предлагалось разработать графические концепции для презентации десяти венгерских городов. Было решено оставить русскоязычное написание названий городов в конкурсных работах, чтобы подчеркнуть необычное звучание и замысловатое написание.

Конкурсанты разрабатывали символы для выбранных городов и создавали леттеринговые композиции с использованием кириллического написания с возможностью нанесения на различные носители — футболки, худи, шопперы и др.
Мы выбрали города с самыми, на наш взгляд, интересными названиями:
HÓDMEZŐVÁSÁRHELY / ХОДМЕЗЁВАШАРХЕЙ
SZÉKESFEHÉRVÁR / СЕКЕШФЕХЕРВАР
ZALAEGERSZEG / ЗАЛАЭГЕРСЕГ
NYÍREGYHÁZA / НИРЕДЬХАЗА
MOSONMAGYARÓVÁR / МОШОНМАДЬЯРОВАР
TÖRÖKBÁLINT / ТЁРЁКБАЛИНТ
KISKUNFÉLEGYHÁZA / KИШКУНФЕЛЕДЬХАЗА
BALATONMÁRIAFÜRDŐ / БАЛАТОНМАРИАФЮРДО
SÁTORALJAÚJHELY / ШАТОРАЛЬЯУЙХЕЙ
PARÁDSASVÁR / ПАРАДШАШВАР
Шандор Козлов
директор Института Листа - Венгерского культурного центра в Москве
«Это был наш первый совместный проект с преподавателями и студентами факультета дизайна Высшей школы экономики. Нам было очень интересно посмотреть не только на конечный результат и презентацию уже готовых плакатов, но и увидеть саму исследовательскую работу студентов на этапе подготовки. У всех участников проекта был собственный подход и своё видение того, как можно стильно представить тот или иной венгерский город с длинным географическим названием. Особенно что касалось выбранной символики и шрифтов. Каждая работа уникальна, а вместе они составляют готовый выставочный проект, который в ближайшее время мы надеемся представить в различных городах России и Венгрии. Желаю выразить отдельную благодарность куратору проекта, Дмитрию Харшаку.».
Митя Харшак
руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
«Совместные культурные проекты европейского направления, надо признаться, стали большой редкостью в наших широтах. Тем ценнее становится наш камерный но очень симпатичный проект, который мы со студентами магистратуры сделали с Венгерским культурным центром — Институтом Листа. Инициатор проекта и мой друг Шандор Козлов, директор Института Листа, с большим юмором подобрал названия десятка венгерских городов, чьи названия звучат совершенно диковинно для русского уха. Мы со студентами провели исследования — выяснили, чем славится каждый из городов, или как переводится его название. Например, ШАТОРАЛЬЯУЙХЕЙ в переводе означает: „Новый город под шатром". Значение названия и стало, кстати, сюжетом для плаката в работе победительницы конкурса Марии Филатовой. А название ХОДМЕЗЁВАШАРХЕЙ оказалось, означает буквально: „Рынок на бобровом поле". И на основе мини-исследований участники конкурса создали шрифтовые плакаты и эскизы мерча для выбранных городов».

Артем Рулев
куратор профиля магистратуры «Коммуникационный дизайн. Базовый уровень» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
«Перед студентами стояла задача разработать знак одного из венгерских городов. Ироничный подход к выбору названий топонимов для конкурса отразился в том, что нам достались города с очень длинными названиями. Организаторы ждали интересных решений, как длину названия, историю, месторасположение и другие любые факты городов облечь в форму знака — ёмкого шрифтового написания или знака логотипа. Далее студенты должны были показать этот знак на носителях сувенирной продукции: на постере, футболке в качестве принта. Студенты получили большое удовольствие в процессе работы. Хочется, чтобы таких мероприятий, связанных с локальным брендингом, было больше. Самое главное, что впечатления Венгерского культурного центра от работы были крайне положительные, они очень захотели повторить этот опыт. Жюри отметило, что было очень тяжело выбрать победителей, все очень понравилось!».

Мария Филатова
студентка I курсы магистратуры профиля «Арт-дирекшн культурных институций», победительница конкурса
«Идея работы пришла ко мне довольно быстро. После выбора из предложенных венгерских городов (я выбрала город Шаторальяуйхей) я изучила его историю, топонимику, основные достопримечательности. Уже исходя из этих данных в голове появилась четкая картинка — как и что будет воплощено. Название города напрямую связано с его историей и отчасти с географическим расположением — город, расположенный под сенью холма, был разрушен монголами и заново восстановлен. Отсюда и моя идея — леттеринг, выстроенный по форме шатра. Я стремилась к хорошему результату, но никак не ожидала, что мой проект окажется лучшим в этом конкурсе. Была приятно удивлена, результат меня очень обрадовал! Гонорар я планирую использовать для обновления своего технического инструмента. Уверена, что уже следующие мои работы будут выполнены на новеньком компьютере :)».

Иван Воронцов
студент I курсы магистратуры профиля «Арт-дирекшн культурных институций»
«В своей концепции я решил пойти от исследования визуальной среды города Ньиредьхаза. Я открыл гугл карты и пошел гулять. Начал цепляться за различные визуальные и информационные находки: дорожные знаки или таблички для обозначения улицы, телефонный код города, точные координаты по широте и долготе, оформление крышек люков и т.д. После такой прогулки получилось собрать много контента, который я переосмыслил и оформил в свой плакат».

Полина Сафронова
студентка I курсы магистратуры профиля «Коммуникационный дизайн. Базовый уровень»
«Я совсем недавно в дизайне, поэтому каждое задание и каждый проект для меня как вызов — смогу или не смогу. Как только нам рассказали о конкурсе, я сразу решила участвовать. Выбрала поселок Парадшашвар, потому что мне понравилось его звучание. Кроме того в нем целых две буквы Ш. На мой взгляд, эта буква, как и остальные шипящие в русском языке, наиболее интересна в плане стилизации. Во время разработки концепции я искала информацию о поселении, рассматривала карты, фотографии местных жителей и туристов, и поэтому логотип родился примерно за три дня, а после я уже его дорабатывала. Мне хотелось, чтобы разработанный знак включал в себя главное о месте и в то же время не был перегружен. Важно, чтобы название легко читалось. Мне кажется, что все получилось!».
Проект осуществлен при поддержке Венгерского культурного фонда (NKA)