Соглядатай
\
Интервью с венгерским художником
Андреем Тотом
Tilda Publishing
29 января в галерее «Свиное рыло» в Санкт-Петербурге открывается выставка художественных работ современного венгерского графика и плакатиста Андрея Тота. Тот является трехкратным обладателем престижной венгерской премии «Arc» в категории лучший культурный плакат, а также входит в Венгерское плакатное общество. В Санкт-Петербурге художник представит свой проект «Соглядатай» - серию фигуративных работ, главными героями которых стали подглядывающие чудаки, дачники, сицилийские мачо и пышные дамы.
В прошлом году ты впервые приехал в Москву, чтобы принять участие в фестивале «Монархия» на дизайн-заводе Флакон. Какие у тебя остались впечатления о городе?
К сожалению, в моем распоряжении было очень мало времени. Наряду с обязательным посещением дома Гоголя и Скрябина, я успел прогуляться по Красной площади и зайти в ГУМ. Бóльшую часть времени я провел как раз на дизайн-заводе Флакон, где готовил экспозицию.


После поездки в Россию ты все чаще делишься на своей страничке в Facebook постами об искусстве и дизайне России и СССР. Как повлияла на тебя эта поездка с художественной точки зрения?
Мои семейные корни в Киеве, я говорю по-русски и поэтому чувствую себя уютно в этом регионе. Я люблю его блеск, сырость и абсурдность. Очень жду поездки в Санкт-Петербург, где постараюсь получить максимум впечатлений, которые смог бы внедрить в свою следующую серию.


Основу выставки в Санкт-Петербурге составляет серия «Соглядатай», посвященная «искусству подглядывания». Что для тебя означает это понятие?
Серия «Соглядатай» вдохновлена работами итальянского писателя Альберто Моравиа. Cоглядатай – это опыт открытого или тайного наблюдения: так муж следит за женой, сын смотрит на мать, а студент взирает на учителя. Наше внимание всегда привлекают полуоткрытый занавес, слабо освещенная сцена, личная история на втором этаже дома напротив или стук шагов по лестнице, которые бесплотно существуют в нашем восприятии лишь как динамический образ или звуковой стимул. И эти ситуации наполняют нашу жизнь расплывчатыми и запутанными образами.
Кстати, большая часть картин написана в моей студии, откуда открывается вид на объекты моих наблюдений.


В Венгрии ты в первую очередь известен как график
и мастер культурного плаката. Каковы отличительные черты плакатной и графической школы Венгрии?
Возможно, в этом контексте неуместно использовать слово «отличительный», однако можно выделить характерный пештский юмор, лаконичность и метафоричность визуального высказывания. Также стоит отметить особенность нашего географического расположения в Центральной Европе, где культурное взаимодействие разных стран является непрерывным и по сей день. Очевидно, например, влияние польской плакатной школы.


Будучи плакатным дизайнером клуба-корабля «А38» и Театра им. Миклоша Радноти ты создал несколько сотен плакатов для концертов и спектаклей. Что тебя привлекает в театральном плакате?
Для меня очень почетно работать в качестве дизайнера театральных афиш, особенно если речь идет об известном Театре им. Миклоша Радноти. Театру присуща невероятная творческая атмосфера и умиротворенность. Я очень благодарен им за то, что могу свободно творить и работать в любимой мною ручной технике, используя смесь монтажа и рисования чернилами с последующей компьютерной постобработкой.

Можешь ли ты назвать тройку своих любимых художников?
Фернандо Ботеро, Люсьен Фрейд и Базиль Дулишкович.

Среди твоих работы - плакаты, обложки для дисков, этикетки для вина, корпоративные логотипы, сайты и даже проект стенда для книжной ярмарки. Есть ли области дизайна, которые ты ещё не затронул, но с удовольствием бы хотел попробовать?
Моё новое начинание – workshop по плакатам, который я уже успешно практикую на своих парах в университете. Наше личное присутствие в творческом процессе, вдохновенное проживание настоящего момента, творение обеими руками – всё это рождает чудо.


Какие у тебя планы, желания?
Несколько лет назад я мог бы сказать: я в своём поместье с террасы наблюдаю за тремя своими детьми, а рядом жена играет на цимбале.
На данный момент всё так и есть, поэтому сейчас я только хочу написать их на картине.