ДЁРДЬ КЕПЕШ

и его «язык видения»

01.06.2023
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Имя венгерского художника, дизайнера и педагога Дёрдя Кепеша не столь известно российской публике, как имена других венгерских визионеров Марселя Брейера или Ласло Мохой-Надя. Однако невозможно представить себе современную визуальную культуру без наследия Дёрдя Кепеша и его основной научной работы «Язык видения».

В нашей статье мы продолжаем знакомство с известными венгерскими дизайнерами.
Дёрдь Кепеш родился 4 октября 1906 года на северо востоке Венгрии, в маленьком поселении Шейп, ныне город Лёринци в провинции (медье) Хевеш. После окончания школы в 1924 году Дёрдь Кепеш поступил в Королевскую академию изящных искусств в Будапеште, где стал учеником венгерского художника Иштвана Чока. В этот период большое влияние на его творчество оказал монтажный принцип русского конструктивизма, стилистический прием, усваивающий содержание через «одновременное изображение внутреннего и внешнего пейзажей». В это же время Кепеш начинает свои первые эксперименты с фотографией.
Photo: courtesy of Kepes Institute, Eger
В1930 году по приглашению Ласло Мохой Надя он отправился в Берлин, где познакомился с художниками, продвигавшими идеи Баухауса. В первой половине 1930 - х работал в Берлине и Лондоне, создавая дизайнерские работы для кино, театров и коммерческих выставок. Дёрдь Кепеш на время отошел от фотографии и стал создавать мозаики, фрески, металлические скульптуры и кинетические работы по всему миру. В это время в его близкий круг общения входят Вальтер Гропиус, Пьер Луиджи Нерви и Пьетро Беллуски. Еще в Будапаште он был знаком с фотографом Евой Бешнё, которая сопровождала его в Берлин (а затем переехала в Голландию), и именно Дёрдь Кепеш представил Эндре Фридману (Роберт Капа) в Берлине фотокамеру Voigtläner формата 6x9 см, которая помогла последнему встать на путь мировой славы.

С 1935 по 1937 год Дёрдь Кепеш продолжает свои эксперименты с эффектами света и тени и создает свои легендарные «фотограммы» - отпечатки, получаемые с наложением объекта непосредственно на лист фотобумаги. Помимо «фотограмм», Кепеш также создавал «фоторисунки»,нанося краску на стеклянную пластину и получая с нее отпечатки на фотобумаге, как с негатива.
Photo: courtesy of Kepes Institute, Eger
В 1937 Дёрдь Кепеш переехал в Чикаго, где по приглашению Ласло Мохой Надя возглавил Отдел света и цвета «Нового Баухауса» (позднее Институт дизайна). В качестве справочника при разработке своего метода обучения Дёрдь Кепеш использовал еще не опубликованную книгу «Видение в движении» (Vision in Motion) Ласло Мохой Надя. Благодаря теоретической работе Кепеша и Мохой Надя, а также рэйографиям Ман Рэя, вортографиям Элвина Лэнгдона Коберна и работам Альфреда Штиглица абстрактная фотография впервые получила признание в Соединенных Штатах.

После нападения японских истребителей бомбардировщиков на Пёрл Харбор, Школа дизайна в Чикаго анонсировала программу по гражданской обороне. В рамках этой программы Кепеш и его ученики разрабатывали «курс камуфляжа». Исследования были направлены на то, чтобы обмануть вражеских пилотов с помощью плавающих источников света, которые имитировали бы ночной вид на город с высоты птичьего полета, но были бы расположены в городских парках или искусственных островах на озерах. Некоторые из этих исследований Дёрдь Кепеш в последствии использовал для своих собственных проектов или коммерческих заказов. Так в 1959 году им была создана кинетическая фреска или «светящийся мурал», установленный сначала на улицах Нью - Йорка, а потом в кассе голландской авиакомпании KLM. Эта работа стала одной из визитных карточек Кепеша и запустила новую волну в современном искусстве, а также стимулировала технический прогресс в области наружной рекламы.

В 1944 году в Чикаго Дёрдь Кепеш написал свой магнум опус «Язык видения» (Language of Vision). Он задумал «Язык видения» как образовательную книгу, а также исследование эстетической теории и, что наиболее важно, как призыв к разрушенному послевоенному миру найти новый путь. Приступая к своему проекту, Кепеш обращался к идеям Баухауса, а также к другим принципам искусства, внедряя научные, психологические и философские мысли середины двадцатого века. Более подробно о книге «Язык видения» можно почитать в статье Мартона Ороса для журнала Bauhaus Imaginista.
«Язык видения» определил развитие визуального искусства в Японии. Мицуо Кацуи, один из самых известных японских плакатных художников назвал «Язык видения» настольной книгой дизайнера ХХ века. Научными трудами Кепеша вдохновлялся и Лев Нусберг, известный советский художник и создатель кинетических скульптур. При создании «Кибертеатра» Лев Нусберг активно делился макетами с Дёрдем Кепешем и высылал ему эскизы, модели и диапозитивы.
Photo: courtesy of Kepes Institute, Eger
В 1946 году Кепеш становится профессором факультета визуального дизайна в Массачусетском технологическом институте. Здесь он активно сотрудничает не только с архитекторами и дизайнерами (Ричард Бакминстер Фуллер, Марсель Брёйер и т.д.), но и с такими известными писателями и психологами, как Рудольф Арнхейм или Эрик Эриксон. Сам Дёрдь Кепеш много интересовался философией и психологией. Идеи теософии и гностических учений, теории бескрайнего космического сознания вместе с новыми течениями психологии (например, гештальт психология) оказали недооцененное влияние на визуальный язык Дёрдя Кепеша. Свет как источник жизни, как космологический символ, пронизывающий вселенную, стал центральным элементом как в его живописи, так и в учебной программе.
Photo: courtesy of Kepes Institute, Eger
Кепеш был также востребованным графическим дизайнером он создавал обложки и иллюстрации для книг и периодических изданий. Венгерский исследователь Мартон Орос в своей статье о Дёрде Кепеше для Гарвардского университета следующим образом описывает инновационную значимость научных работ Дёрдя Кепеша: «Мы можем смело назвать его первым профессиональным художником из Бостона, которому удалось внедрить визуальный стиль, связанный с модернизмом Баухауса, свободный от любых предыдущих традиций и предпочитающий чистое сочетание гештальт формализма, геометрической простоты и цветовой функциональности вместе с разборчивой, пуристской типографией, передающий понятное послание.» В середине шестидесятых Дёрдь Кепеш опубликовал свой шеститомник «Видение и ценность» (Vision and Value), состоящий из исследований в области социологии и естественных наук, архитектуры, а также критики «языка видения». Эти книги исследовали в общих чертах целостность разрозненных областей естественных и социальных наук, а также архитектуры и дизайна с намерением усилить наше «творческое сознание» и обогатить потенциал искалеченного и истощающегося мира. Основная сфера исследования его научной работы была направлена на изучение связей между искусством и технологиями. Он всячески стимулировал сотрудничество художников и дизайнеров, которые вместе работали бы в области архитектуры и градостроительства. С этой целью, осенью 1967 года в Кембридже (штат Массачусетс) был открыт Центр перспективных визуальных исследований, где Кепеш вплоть до пенсии был директором. Главной миссией центра стало объединение художников с поэтическим видением, концептуально мыслящих ученых и инженеров, владеющих новым арсеналом технологий.
György Kepes, Author of the Film Study Center's rediscovered logo. The Film Study Center at Harvard University (January 5th, 2021)
Photo: courtesy of Kepes Institute, Eger
В Центре перспективных визуальных исследований проводились эксперименты с лазером, голограммой, видео и другими цифровыми средствами изображения. Это было первое место в мире, где исследования кинетического искусства проводились в институциональных рамках. В 1973 году Дёрдь Кепеш создал свою инсталляцию «Светящиеся колонны» (Glowing Collumns). Подвешенная в пространстве световая инсталляция копирует работу нагревательных нитей тостеров, напоминающих маленькие радиаторы. Кепеш был очарован сменяющимся цветовым диапазоном (желтый, оранжевый, красный) нагревающегося тостера. В своей инсталляции Кепеш удвоил пространственное впечатление с помощью зеркала, расположенного под хромированными решетками, расположенными в шесть рядов. Творческое и педагогическое наследие Дёрдя Кепеша стало не только точкой отсчета для многих современных явлений, как «визуальная культура» или «новое медиаискусство», но и значительно повлияло на интеграцию искусства в общество. Главным полем исследования Дёрдя Кепеша был свет. Он рассматривал свет как абсолютную и символически заряженную кинетическую форму, представляющую бесконечную пространственность и самый мощный инструмент художественной коммуникации. Знание, видение и свет были соответствующими категориями в его философии.

Дёрдь Кепеш умер в 2001 году, в возрасте 95 лет в Кембридже, штат Массачусетс. За десять лет до своей смерти, в 1991 году Дёрдь Кепеш подарил городу Эгер более 200 своих произведений. Эту значительную часть его наследия можно посетить в рамках постоянной экспозиции в Институте Кепеша (г. Эгер, ул. Сечени, 16), с этим же связаны и традиционно организуемые в городе международные световые симпозиумы.
Photo: courtesy of Kepes Institute, Eger