5 лучших венгерских джазовых альбомов

международный день джаза
30.04.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
С 2012 года ежегодно 30 апреля во всём мире отмечают Международный день джаза. По такому случаю публикуем пятерку лучших, на наш взгляд, венгерских джазовых альбомов. Приятного прослушивания!
Pege Trio Montreaux Inventions (1970)
Контрабасист Аладар Пеге был первой венгерской звездой джазовой музыки, получившей признание за рубежом. Благодаря своему яркому исполнительскому стилю его часто именовали «Паганини контрабаса» или, играя с его именем – «Пегенини». В 1970 году он был признан лучшим джазовым солистом Европы. Выступал в Карнеги-холле и работал с американским джазовым пианистом Херби Хэнкоком. В 80-е годы Пеге входил в состав оркестра «Mingus Dynasty», также сотрудничал с Альбертом Мангельсдорфом, Аттилой Цоллером, Аки Такасе и другими. Наряду с джазом, исполнял и классическую музыку. Одна из самых известных пластинок Аладара Пеге –запись «Montreaux Inventions», названная в честь популярного джазового фестиваля в Монтрё. На этом альбоме можно услышать таких будущих звезд венгерского джаза, как саксофонист Михай Радуй и пианист Бела Сакчи Лакатош.
Szabados György: Esküvő (1975)
Если нужно назвать главную венгерскую джазовую пластинку всех времен, то это безоговорочно альбом «Свадьба» (Esküvő) композитора и пианиста Дёрдя Сабадоша. Именно этот альбом 1975 года заложил основу венгерской джазовой и импровизационной музыки. Подобно Беле Бартоку, Дёрдь Сабадош создавал свои композиции и импровизации, вдохновляясь венгерской народной музыкой. Вокруг Сабадоша сформировалось целое поколение учеников-единомышленников, из которых затем образовался оркестр MAKUZ, редкие выступления которого всегда становились настоящим событием венгерской культурной жизни. Участники ансамбля впоследствии стали ведущими музыкантами новой венгерской музыки. Среди них саксофонисты Михай Дреш и Иштван Гренчо, композитор Тибор Семзё и др. Cабадош также сотрудничал с иностранными джазовыми музыкантами, в том числе с легендой американского джаза Энтони Брэкстоном и Владимиром Тарасовым – барабанщиком не менее известного советского джазового коллектива Ганелин трио. Многие российские джазовые музыканты ссылались на альбом Esküvő как источник вдохновения и пример качественной и самобытной восточно-европейской джазовой музыки.
Gabor Szabo – Femme Fatale (1981)
Джазовый гитарист Габор Сабо родился и вырос в Венгрии, но широкую известность получил, уже будучи американским музыкантом. Вдохновлённый вестернами о ковбое Рое Роджерсе, четырнадцатилетний Сабо начал самостоятельно учиться играть на гитаре, а вскоре стал участником будапештских джазовых ансамблей. Однако после революции 1956 года его семья переехала в Сан-Бернардино, штат Калифорния. Габор Сабо в начале 60-х стал известен своими экспериментами со звуком и одним из первых использовал такие технические новшества, как гитарный эффект «фидбека», активно использовал в записях европейские и азиатские музыкальные инструменты и внедрял латиноамериканские ритмы. В 1972 году выходит совершенно уникальный альбом Сабо под названием Mizrab, сочетающий элементы цыганской, индийской и дальневосточной музыки. Он оказал большое влияние на таких музыкантов, как Карлос Сантана, Джон Маклафлин, Робби Кригер и Ларри Корьелл. Подписав контракт в 1979 году с «Атлантик-рекордс», Габор Сабо записал свой наиболее известный альбом Femme Fatale. Но вскоре между издательством и музыкантами возникает спор, в котором также участвует американская саентологическая церковь. В результате этого фирма грамзаписи отказывается издавать пластинку. Только в 1981 году венгерский музыкальный лейбл Pepita International соглашается издать альбом в Европе. Вскоре после выпуска этой пластинки Сабо умирает в одной из больниц Будапешта, оставив однако значительное музыкальное наследие.
Dresch Mihály – Egyenes zene (2004)
Михай Дреш – саксофонист и ведущий представитель венгерского этно-джаза, обладатель почетной премии им. Ференца Листа. Опираясь на венгерские народные мотивы, джазовые течения 50-60-х гг., бибоп, хард-боп и мейнстрим, он создал свой совершенно уникальный стиль. Дреш, как и многие венгерские джазовые музыканты 80-х, вышел из кузницы оркестра Дёрдя Сабадоша MAKUZ. Его собственный проект Dresch Quartet, основанный в 1984 году, во многом определил звучание венгерской этно-джазовой сцены. Дреш выступал с такими джазовыми мастодонтами, как Джон Тчикай, Арчи Шепп, Роско Митчелл, Чико Фриман, Ли Кониц, Дэвид Мюррей и Дьюи Редман. Альбом Egyenes zene (Прямая музыка) в 2004 году получил приз журнала Gramofon как лучшая пластинка года. Альбом вышел на рекорд-лейбле BMC.
Grencso Open Collective – Síkvidék (2014)
Саксофонист Иштван Гренчо – один из самых многоплановых джазовых музыкантов Венгрии. Гренчо начал свой путь в коллективе Дёрдя Сабадоша MAKUZ, но позже стал создавать свои коллективы, затейливые названия которых будут меняться от альбома к альбому. Гренчо смело идет на эксперименты, он входил в составы таких на первый взгляд совершенно антагонистических коллективов, как венгерская этно группа Makám, психоделическая рок-группа Kampec Dolores, построкеры Pozvakowski или электронщики Dubcity Fanatikz. Он также несколько лет выступал в составе московской армянской группы Дети Picasso и неоднократно концертировал с питерским контрабасистом Владимиром Волковым. Его альбом 2006 года Zumzoo был выпущен на московском независимом рекорд-лейбле. Очень сложно выделить лучшую пластинку из множества созданных Иштваном Гренчо, поэтому мы выбрали одну из последних, которая есть в свободном доступе в сети. Альбом Síkvidék вышел в 2014 году на рекорд-лейбле BMC.