Граф Имре Сечени:
дипломат и композитор

14.01.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
В семьях венгерских аристократов, как и повсюду в Европе, занятия живописью, музыкой, литературным творчеством были непременной частью образования и досуга. Это в полной мере справедливо для графского рода Сечени.

Подробнее в нашей статье!

Из первых уст. Историки об истории Венгрии.
Партнерский материал Института славяноведения РАН

Ольга Хаванова
доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению
истории многонациональной Австрийской империи
Иштван Сечени
неизвестный художник
Графский род Сечени знаменит прежде всего тем, что дал стране, говоря словами Лайоша Кошута, «величайшего венгра» Иштвана Сечени (1791–1860). С его именем связаны основание Венгерской академии наук (1825 г.) и проекты строительства постоянного моста через Дунай (ныне Цепной мост Сечени). Его отец Ференц (1754–1820), чье имя ныне носит Венгерская национальная библиотека, хранил богатое собрание нот, музицировал в семейном кругу, сочинял песенные мелодии (ноты не сохранились). Ему посвящали свои произведения венские композиторы, например Максимилиан Штадлер (1748–1833).
Сын Ференца — Лайош Сечени (1781–1855) — играл на музыкальных инструментах, сочинял пьесы для фортепьяно, камерные и оркестровые произведения. Франц Шуберт (1797–1828) посвятил ему песню «Девушка и Смерть» и положил на музыку стихотворение Сечени «Бег времени», музыка: Франц Шуберт, стихи: Лайош Сечени, исполняет Дитрих Фишер-Дискау, аккомпанирует Джеральд Мур.

Лайош Сечени
художник: Франц Хантштенгль, частное собрание
Имре Сечени
художник: Михай Зичи, фото не сохранившегося полотна
Наибольшей известности при жизни и посмертной славы после столетнего забвения добился карьерный дипломат и композитор Имре Сечени (1825–1898), сочетавший службу в австрийском внешнеполитическом ведомстве с верностью своему не менее важному призванию — музыке.

Имре Сечени родился 15 февраля 1825 г. в Вене в семье графа Лайоша Сечени и графини Франсуазы Вурмбранд-Штуппах. Отец занимал при дворе должность обергофмейстера эрцгерцогини Софии, и сыновья Имре и Денеш (1828–1892) росли, учились, играли вместе с маленькими эрцгерцогами — Францем (1830–1916, будущим императором-королем Францем Иосифом) и Фердинандом Максимилианом (1832–1867, будущим императором Мексики).
Эрцгерцоги Франц, Фердинанд Максимилиан, Карл Людвиг и эрцгерцогиня Мария Пия
1838 г., фото с картины Чарльза Сколика Старшего
Имре получил блестящее домашнее образование; в доме его отца бывали выдающиеся гости — поэт и драматург (а по основному «месту работы» директор Архива Казенной палаты) Франц Грильпарцер (1791–1872), композиторы Франц Лист (1811–1886) и Гаэтано Доницетти (1797–1848). В 13 лет Имре вместе с родителями совершил первое большое путешествие по Швейцарии и Италии. К двадцати годам он свободно говорил на немецком, французском, венгерском, английском, итальянском языках и виртуозно играл на фортепьяно. В год поступления на дипломатическую службу в 1845 г. вышло из печати его первое музыкальное сочинение — венгерская колыбельная песня («Bölcsődal»). Всю жизнь он останется верен венгерской теме: танцы (чардаш), марши, польки.
Имре Сечени, «Венгерская полька», исполняет MÁV Szimfonikus Zenekar
Отто фон Бисмарк
неизвестный художник, ок. 1850 г., Тайный архив прусского культурного наследия
Первым местом службы Имре Сечени стало австрийское посольство при Святом престоле в Ватикане, где начинающего дипломата в ранге атташе застала общеевропейская по размаху революция 1848 г. В том же году он был переведен в австрийскую миссию в Стокгольм, но уже в 1850 г. отправился во Франкфурт-на-Майне, в австрийское представительство при Германском союзе. Там он познакомился и подружился с Отто фон Бисмарком (1815–1898). Затем последовали годы в Брюсселе и Париже, пока в 1854 г. Сечени не получил назначение в Санкт-Петербург.
Елена Павловна Кочебуй
художник: Ф.К. Винтерхальтер, ок. 1860 г.
Первые годы пребывания в столице Российской империи совпали с Крымской войной (1853–1856), которая поставила под угрозу российско-австрийские союзнические отношения, скрепленные — во имя сохранения престола для юного Франца Иосифа — вооруженным подавлением национально-освободительной войны в 1849 г. в Венгрии. В годы Крымской войны до открытых боевых столкновений между российскими и австрийскими войсками не дошло, но Россия вынуждена была сосредоточить на границе с Галицией и Буковиной сильную армию, а в 1856 г. принять условия австрийского ультиматума и вывести войска из Дунайских княжеств. Для Имре Сечени годы, проведенные в Санкт-Петербурге, стали временем не только причастности к большой политике, но и сильной, яркой влюбленности. Его сердце пленила первая красавица русского двора княгиня Елена Павловна Кочубей (1812–1888).
Статс-дама императрицы Марии Федоровны, Елена была дочерью генерала Павла Гавриловича Бибикова, погибшего в год ее рождения. Мать повторно вышла замуж за графа Александра Христофоровича Бенкендорфа (1783–1844) — шефа жандармов и главного начальника Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии. Сводная сестра Елены, Анна Бенкендорф (1818–1900), вышла замуж за венгерского графа и австрийского дипломата Рудольфа Аппони (1818–1976). К моменту знакомства с Сечени Елена Павловна была дважды вдовой. От первого мужа Эспера Константиновича Белосельского-Белозерского (1802–1846) ей достался роскошный дворец на набережной Фонтанки; от второго мужа Василия Викторовича Кочубея (1811–1850) — богатейшая коллекция картин, серебра, фарфора, монет. О свадьбе с венгерским графом не могло быть и речи: мать дипломата категорически не приняла выбор сына. Пылкий Сечени посвятил Елене польку. В дни коронационных торжеств Александра II в сентябре 1856 г. в Москве на Пречистенке, в особняке Толмачева поселилась австрийская делегация. Там же в саду, где на месте вырубленных деревьев разбили гигантский шатер, был дан роскошный бал для русской знати и иностранных представительств. На нем впервые и была исполнена эта полька, получившая название «Пречистенка».
Имре Сечени, полька «Пречистенка», исполняет MÁV Szimfonikus Zenekar
В те же годы, что Имре Сечени служил в австрийском посольстве в Санкт-Петербурге, в России каждое лето выступал с концертами в Павловске Иоганн Штраус (1825–1899). Двух композиторов, при всей разнице социального положения, связывала искренняя симпатия. Граф Дюла Аппони (1816–1857), член австрийской делегации на коронации Александра II, в письме жене так описал поездку в Павловск: «Погода была отвратительная, и Штраус не хотел больше играть, когда же Сечени сказал ему, что в числе гостей австрийцы, он радостно подпрыгнул и воскликнул: "Даже если господа будут моими единственными слушателями, я все равно буду играть"». Весь вечер звучали композиции Сечени и Штрауса.
Имре Сечени, полька «Чепуха», исполняет MÁV Szimfonikus Zenekar
В 1860 г. Имре Сечени был переведен в австрийскую миссию в Неаполь, где пережил суровые месяцы осады, голода и эпидемии в крепости Гаэта, окруженной отрядами Джузеппе Гарибальди (1807–1882). В 1864 г., отказавшись от назначений в Копенгаген и Санкт-Петербург, Сечени временно оставил дипломатическую службу, поселился в родовом имении Хорпач, женился на графине Марии Александре Стараи-Сирмаи (1843–1914); в браке родилось четверо детей: Денеш, Петер, Иштван и Ласло. В 1879 г. Имре возглавил дипломатическую миссию в Берлине, где прослужил 14 лет, до выхода в отставку. Убежденный сторонник альянса Австро-Венгрии с Германией, он вместе с Бисмарком работал над укреплением «Союза трех императоров»: в том числе в 1881 г. принимал в Берлине императора Александра III, которого помнил еще мальчиком. Музыкальная слава Имре Сечени гремела по Европе, в берлинских салонах он был желанным гостем, сам как радушный хозяин принимал у себя Листа и Штрауса.
Имре Сечени
художник: Жигмонд Поллак
В 1892 г. Имре Сечени вышел в отставку, поселился в Хорпаче, модернизировал хозяйство по последнему слову науки и техники, закупал элитные породы кур и коз в Швейцарии, выводил новые сорта фруктовых деревьев, которые затем продавал за границу. Он продолжал сочинять музыку, в эти годы им было написано несколько вальсов в четыре руки для фортепьяно. Последний год жизни омрачило прогрессировавшее нервное расстройство. Умер Имре Сечени 11 марта 1898 г. в Будапеште от воспаления легких.

В ХХ в. имя Имре Сечени как одного из значительных венгерских и австрийских композиторов прошлого века было забыто. В начале нынешнего столетия усилиями Калмана Сечени, собравшего печатные и рукописные ноты дальнего предка, музыка Имре Сечени зазвучала вновь: ее исполняют на музыкальных фестивалях и в рамках симфонических и фортепьянных концертов.
Имре Сечени, полька-мазурка «Волны» (1854 г.), исполняет MÁV Szimfonikus Zenekar
В публикации использована книга: Széchényi Kálmán, Széchényi-Marko Rozwitha. In eine bessere Welt entrückt. Die Grafen Széchényi von Sárvár-Felsővidék und die Holde Kunst. Seubert Verlag 2018.