Амрита Шер-Гил

на стыке Запада и Востока
25.05.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Индо-венгерская художница Амрита Шер-Гил занимает особое место в развитии современного индийского изобразительного искусства. Ее по праву считают первой и самой известной женщиной – художником Индии ХХ века и часто сравнивают с мексиканской художницей Фридой Кало. Она прожила короткую жизнь, но оказала огромное влияние на развитие культуры и национального самосознания Индии. В нашей статье мы познакомим вас с творчеством и жизненным путем этой уникальной художницы, чья история тесно связана с Венгрией.
Мама Амриты Шер-Гил Мари Антуанетта Готтесманн была сестрой известного венгерского ориенталиста Эрвина Бактаи – одного из лучших знатоков и популяризаторов индийской культуры в Венгрии. Она получила светское образование, любила искусство и великолепно играла на фортепиано. В ходе своей поездки в Великобританию, она откликнулась на объявление сикхской принцессы Бамба, гостившей в то время у королевы Виктории. Дочь последнего правителя сикхского государства Далипа Сингха искала себе компаньона, готового сопроводить ее на родину в Индию. Таким образом в 1911 году Мари-Антуанетта приехала в город Шимла на Севере Индии. Здесь она познакомилась с сыном местного раджи Умрао Сингх Шер-Гилем – богатым аристократом, знатоком философии, теологии, астрономии и естественных наук. Он прекрасно владел пятью иностранными языками и стоял у истоков индийского фотоискусства.

После свадьбы в 1912 году, молодожены переехали в Будапешт и поселились в многоквартирном доме на площади Дежё Силадьи. В том же доме, где снимал квартиру известный венгерский композитор Бела Барток. Здесь родились их дочери Амрита и Индира. На фасаде этого дома в Будапеште сегодня стоит мемориальная доска.

Имя Амрита в индуистской мифологии означает напиток богов, делающий их бессмертными. У Амриты было также венгерское имя – Далма. Амрита очень рано проявила интерес к живописи. В возрасте 5 лет она уже рисовала акварелью и изучала работы великих мастеров. Большое влияние на нее оказали венгерские народные сказки, фольклор и природа. С началом Первой мировой войны семья Шер-Гил сначала переехала в дом на Будайских горах, а потом в город Дунахарасти. Амрита и Индира не ходили в школу, обучение проходили на дому.

После окончания войны, в 1921 году семья переехала обратно на Север Индии. К этому моменту Амрита не только умела красиво рисовать, но и прекрасно играла на фортепиано и скрипке. К девяти годам сёстра Шер-Гил участвовали в театральных постановках и регулярно давали концерты. В Индии Амрита продолжала рисовать, в основном, акварели и портреты.

Переломным периодом в ее жизни стал 1923 год, когда мама Амриты Мари-Антуанетта познакомилась с одним итальянским скульптором. Умрао Сингх был ревнивым мужем, но под предлогом того, что итальянский скульптор будет преподавать живопись его дочерям, разрешил ему поселиться в их доме. Годом позже Амрита вместе с матерью переехала в Италию, где стала учиться во флорентийской школе искусств. Ей не понравилась «монастырская строгость» заведения и вскоре у нее начались конфликты с настоятелями. Вернувшись в Индию, она продолжила оттачивать свой стиль, стала много читать и играть на фортепиано.

Под влиянием своего дяди Эрвина Бактаи, она решилась на еще одну поездку, на этот раз в Париж. В 1929 году в возрасте шестнадцати лет она поступила в Академию Гранд-Шомьер и училась у известного иллюстратора и литографа Люсьена Симона. В 1930-34 гг. Амрита училась в парижской Школе изящных искусств - самом престижном художественном учебном заведении Франции. В это время Амриту вдохновляла живопись Сезанна, Гогена и Модильяни. Благодаря им у нее происходит переход от академического натурализма к модернистской манере живописи и начинается первый этап ее уникального творчества.
В 1933 году картина «Девушки» приносит художнице всеобщее признание. Она получила золотую медаль Парижского Салона и ее приняли в престижное Национальное художественное общество. Она стала самым молодым его участником и единственным художником азиатского происхождения.

В 1934 году, после пятилетнего пребывания в столице Франции, она вновь возвращается на историческую родину, провозгласив желание видеть искусство Индии обновленным и создающим нечто новое, жизненное и поистине индийское. В это время в Индии были две доминантные художественные школы – бенгальская (традиционная, cентиментальная живопись) и более современная – бомбейская Школа искусств. В этой среде художественного дуализма Амрита стала катализатором новых революционных идей. В своих картинах она начала отражать жизнь бедных, немощных и отверженных людей. В ее творчестве сочетался синтез индийской живописи и обобщенной манеры европейских авангардистов. Если Париж позволил ей освободиться от канонов академического стиля, то теперь она с совершенно иным взглядом изучала свои индийские корни.

В 1937 году Амрита Шер-Гил познакомилась с лидером индийского национально-освободительного движения Джавахарлалом Неру и изучала идеи Махатмы Ганди. В условиях столкновения колониальной системы и революционных движений, индийская культура оказалась под угрозой исчезновения. Благодаря вдохновляющему движению таких личностей, как Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Нандалал Бозе, Джемини Рой и, конечно же, Амриты Шер-Гил, укрепилось индийского национальное самосознание. В это время самую большую известность ей принесли картины хрупких фигур, которые реалистично изображали тяжелое положение индийских женщин и крестьян того времени. В том же году она выиграла медаль 46-й ежегодной выставки Бомбейского художественного общества за картину «Три девушки».

В 1938 году Амрита Шер-Гил вышла замуж за cвоего двоюродного брата, венгерского доктора Виктора Эгана. На некоторое время она вместе с мужем переехала в Венгрию и жила в городе Кишкунхалаш. Здесь она написала одну из своих самых известных картин ­­­­ «Сельский рынок». В Венгрии она была лично знакома с писателем Фридьешем Каринти и композитором Белой Бартоком. Она также любила поэзию Эндре Ади, Бодлера, Верлена, романы Достоевского, Джойса, Томаса Манна и Дежё Сабо.

С началом Второй мировой войны Амрита с мужем переезжает обратно в Индию. Они поселились в родительском доме в штате Уттар-Прадеш, где муж Амриты Виктор открыл свою частную медицинскую практику. Здесь и начинается второй период в творчестве Амриты Шер-Гил. На этом этапе влияние на нее оказывает бенгальская школа, а также местные художники Джемини Рой и Рабиндранат Тагор. Картина под названием «Два слона» как раз символизирует очищенный стиль того периода ее творчества.
Несмотря на то, что Амрита была замужем, у нее было много любовных историй с мужчинами и женщинами. В 1941 году пара переехала в город Лахор. Там Амрита серьезно заболела, впала в кому и внезапно скончалась. Ее тело сожгли и согласно местным традициям кремации пустили в плавание по реке Рави. Мать Амриты долгое время подозревала Виктора в убийстве жены, хотя причина смерти девушки так и не была установлена. Вскоре Мари-Антуанетта покончила самоубийством, а отец впал в продолжительную депрессию.

На момент ее смерти Амрите Шер-Гил было всего 28 лет. Несмотря на свой короткий жизненный и творческий путь она оставила за собой важное художественное наследие. Художница стала пионером движения, которое по-настоящему созреет лишь к моменту обретения независимости Индией и породит влиятельные художественные школы в Калькутте, Бомбее, Дели и Мадрасе. Ее картины были идеальной смесью западных и индийских художественных техник. Она ввела сельские темы в искусство Индии, с ее реалистичным взглядом на крестьян. Кроме того, она была первой художницей-феминисткой в Индии, которая говорила о правах женщин на образование, что было довольно актуальным вопросом среди революционеров, наравне с гражданскими правами.

Сейчас Амрита Шер-Гил одна из самых дорогих художниц Индии. Ее имя входит в список т.н. «Десяти мастеров», чьи работы были объявлены достоянием национальной культуры. Правительство Индии объявило работы художницы культурным достоянием нации, большая их часть находится в Национальной Галерее Современного Искусства в Дели. Одна из дорог в столице Индии названа в честь Амриты Шер-Гил, а среди последователей ее творчества числится классик современной индийской живописи Тайяб Мехта.


Материал создан при поддержке венгерской энергетической компании MVM