ШАЛЯПИН В ВЕНГРИИ
Как родилась легенда царя баритонов в венгерских кругах




Часть II
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Великий оперный певец Ф. И. Шаляпин прославился еще в Российской империи, но его послереволюционная деятельность за пределами страны Советов так же имела огромный успех. Русский артист успел поразить публику своим чудесным голосом во множестве стран, в том числе
и в Венгрии. За десять лет, с 1925 по 1935 г., Шаляпин посетил Венгрию
восемь раз, и каждое его пребывание в стране получало большой резонанс в венгерской прессе, а спектакли шли при полных аншлагах
в сопровождении бурных оваций.
Первый раз Шаляпин побывал в Венгрии в 1925 году. Великий певец обычно давал концерты в будапештском Городском театре. В репертуар он включал арии из разных опер, русские народные и другие песни. Сверхдорогие билеты на сольный концерт с его выступлением были проданы за два дня.
Зрительный зал и ложи были переполнены представителями русской аристократии, известными людьми из писательских и театральных кругов,
а также членами венгерской политической и социальной элиты.
После первых гастролей Шаляпин заново посетил Венгрию в 1927 году,
и на этот раз венгерская публика могла насладиться звучанием голоса «могучего богатыря» во фраке в течение года дважды. В Городском театре
он пел арию Мефистофеля в опере «Фауст» Ш.Ф. Гуно, его партнерами были венгерские певцы. Спектакль принес огромный успех, газеты восхищались выступлением русского великана, и несмотря на то, что многие считали роль Шаляпина в спектакле «Борис Годунов» крупнейшей, в роли Мефистофеля
он был не менее великолепен.

Фото: из журнала Fáklya от 7 августа 1988 года, стр 24, на фото: Шаляпин в роли Бориса Годунова
«Когда он выходит на сцену, все остальные исчезают.
Он переделывает оперы на свой лад, сцены с его участием становятся кульминацией спектакля, он, как монарх, ожидает и принимает аплодисменты публики»
.
Фото: из журнала Fáklya от 7 августа 1988 года, стр. 24,
на фото: Шаляпин в роли Мефистофеля
Что касается умения Шаляпина спеть оперную арию по-своему — такой исход событий
не каждому ценителю оперы был по душе. Например, о спектакле «Князь Игорь» 1933 года критика писала в газетах, что стремление Шаляпина перетянуть одеяло на себя во время исполнения арий может дать какое-то объяснение к многозначительным пометам
на афишах «с Шаляпиным» или «без Шаляпина». От этого стоимость билетов резко менялась,
и посещение спектаклей с такими ценами было не по карману истинным ценителям оперного искусства, в то время как, зрительный зал наполнялся представителями слоев, кошелек которых позволял купить дорогие билеты.
Но посещение таких дорогих спектаклей больше служило для поддержания социального достоинства, и маловероятно, что некоторые хозяева билетов понимали, что происходит
с момента, когда занавес поднимается
или опускается.
Несмотря на то, что венгерские критики сходились на том, что Шаляпин великолепно играл и прекрасно входил в образы на всех спектаклях,
пару раз на страницах газет были сделаны менее положительные заметки. Например, в сюжете оперы «Севильский цирюльник», Базилио не более чем второстепенный персонаж, и в этой роли Шаляпин, по своей привычке быть
в центре внимания, в итоге становился чуть ли не главным героем спектакля.
Но венгерской публике часто даже этого было мало, им хотелось за свои деньги еще «больше Шаляпина». Свое недовольство зрители выражали в холодных, сдержанных аплодисментах. Известен один случай, когда ситуацию спас директор театра Геза Шебештьен (1878–1936), уговоривший Шаляпина в конце спектакля спеть народную песню волжских бурлаков «Эй, ухнем». Итогом стали бурные овации. За «слишком мало Шаляпина» каждый слушатель получил
свое вознаграждение, а Фёдор Шаляпин, в свою очередь, заслуженные аплодисменты и общий восторг венгерской публики.
Фото: из журнала Fáklyа от 7 августа 1988 года, стр. 23
Венгерская пресса также часто писала
о предпочтениях и интересах русского великана
Во время гастролей Шаляпин обычно останавливался в роскошных гостиницах, но, если он хотел побыть в тишине и подальше от суматохи большого города, селился в будайских горах, в санаториях рядом с Будапештом. В столице артист знакомился с достопримечательностями города и венгерской кухней и делился своими впечатлениями с местными журналистами,
порой отвечая на самые нелепые вопросы.

Что касается его мнения об архитектуре, Шаляпин больше всего был в восторге от венгерского парламента и был убежден, что это здание может соперничать
с Венецией и другими шедеврами Ренессанса. В одном из интервью
он поймал себя на мысли, что «везде хорошо быть депутатом, но в Венгрии
в таком дворце это должно быть сплошное удовольствие»
.

Немаловажный факт, что Шаляпин из венгерских традиционных блюд любил паприкаш из курицы. Также он охотно посещал тихие будайские трактиры, баловал себя токайским вином, а жгучую абрикосовою палинку закусывал венгерской салями.
ФОТО:
ИЗ ЖУРНАЛА FÁKLYА
ОТ 7 АВГУСТА
1988 ГОДА, СТР. 23
фото слева:
Дом-музей
Ф. И. Шаляпина
в москве
Фото справа:
шаляпин
со своими детьми
Но было еще одно занятие, которому он отдавал больше предпочтения, чем всем остальным своим будапештским затеям – пешие прогулки по набережной Дуная. Один из таких его прогулочных дней был запечатлен журналистами на страницах венгерских газет. Русский артист забрел в порт, где разгружались и загружались баржи, и с помощью переводчика непринужденно начал беседовать с рабочими-грузчиками. Собравшиеся вокруг двухметрового великана трудяги с удовольствием слушали его воспоминания из прошлой жизни. Юные годы Шаляпина прошли в Казани, где он сам добывал хлеб насущный, работая грузчиком на пристани. После своих рассказов уже далеко не юный Фёдор вместе с рабочими взялся за большую железную цепь и спел песню волжских бурлаков, показав широту своей натуры.
Фото: Колонтари Аттила. «Эй, ухнем…» Будапештские гастроли Ф. И. Шаляпина. «Эй, ухнем…эй, ухнем»
ЦЕИ. 2021. 4 (13), стр. 295, фото из статьи было опубликовано в журнале Színházi Élet от 1934 года
Песню «Эй, ухнем», в исполнении Шаляпина, услышали в итоге не только представители самых знатных домов
и парламентарии, но и простые венгерские рабочие. И там, на набережной,
из уст Шаляпина песня прозвучала, пожалуй, в самой аутентичной форме.
Фото: Колонтари Аттила. «Эй, ухнем…» Будапештские гастроли Ф. И. Шаляпина. «Все баржи - мои личные друзья...» ЦЕИ. 2021. 4 (13), стр. 295. на фото: Шаляпин на набережной дуная. Фото из статьи было опубликовано в журнале Színházi Élet от 1934 года
Покидая набережную, Шаляпин обратился к корреспонденту журнала Színházi Élet (Театральная жизнь»), будто подводя итог жизни и творческому пути:
«Я чувствую себя счастливым человеком. Я добился всего, что только можно получить от жизни».
Позже впечатления об этой части программы в венгерской столице Шаляпин выразил так:
«Вы не можете себе представить, что означали для меня эти полчаса, они были для меня всем. Уже только поэтому я никогда не забуду ваш прекрасный город».
Фото 1: из журнала Szovjet Híradó от 7 февраля 1965 года, фото 2 и 3: из журнала Fáklya от 7 августа 1988 года, стр. 23
По всей вероятности, прогулка напоминала Шаляпину былую, ушедшую
в далекое прошлое молодость. На то время русскому артисту было
за шестьдесят, и бывало, что приезжая в Будапешт, он был вынужден отказываться от выступлений из-за обострения болезней. Венгерские газеты сообщали читателям о каждом сколь-нибудь значительном эпизоде его жизни,
о семье, о болезни, об издании его мемуаров. О его желании угодить своей публике говорила готовность ответить на самый нелепый вопрос журналиста.

Если подвести итог, то все его поступки свидетельствуют о том, что он любил жизнь и любил жить. Его высказывания, интересы и философские размышления объединялись в стремлении к полной самоотдаче. Каждый раз, выходя на сцену, царь баритонов проливал капельку крови, выбирая быть вечно живым
и обаятельным человеком в сердцах венгерской публики
любого социального ранга.
Источники:

Колонтари Аттила. «Эй, ухнем…» Будапештские гастроли Ф. И. Шаляпина. ЦЕИ. 2021. 4 (13), стр. 273-300.

Венгерские журналы:
Szovjetunió от 1985 года, №2
Fáklyа от 7 августа 1988 года, стр. 23
Szovjet Híradó от 7 февраля 1965 года