Революционная прогулка по Пешту и Буде

15.03.2023
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Весна 1848 года. После революционных волнений в Париже и Вене пештская молодёжь под началом Шандора Петёфи, Мора Йокаи и Пала Вашвари решает 15 марта огласить свои требования, изложенные в манифесте «12 пунктов».

Приглашаем перенестись в 15 марта 1848 года и вслед за Петёфи и его соратниками пройти по улицам Пешта и Буды.
Пешт
15 марта 1848 года


1. Кафе «Пилвакс»
2. Медицинский университет
3. Юридический и филологический факультеты
4. Типография «Landerer»
5. Венгерский национальный музей
6. Ратуша
7. Национальный театр

(карта 1837 года, источник: mapire.eu)
КОФЕЙНЯ «ПИЛВАКС»
ул. Петёфи Шандора, 7 (старые названия - ул. Ури, Коронахерцег)

Всё началось в кофейне «Пилвакс» (Pilváx kávéház). Здесь готовили манифест «12 пунктов». Утром 15-го марта в кофейне собрались сторонники революции. Шандор Петёфи прочитал «Национальную песню». Из «Пилвакса» сторонники революции начали своё мартовское шествие.

Кафе «Реннесанс», предшественник кофейного дома «Пилвакс», открылось в V районе Будапешта в 1838 году. Новым владельцем стал Карой Пилвакс, и заведение было переименовано в его честь.

В 1840-е годы «Пилвакс» стал местом встреч революционно настроенной молодёжи. Здесь регулярно собирались участники движения «Молодая Венгрия», среди них - Шандор Петёфи, Мор Йокаи, Пал Вашвари, Янош Арань и другие. Накануне революционных событий кафе называли «Залом свободы». После революции кофейня неоднократно меняла названия и владельцев. Историческое здание не сохранилось.
Иллюстрации: 1. Ország-Világ, 1895. március 17. 2. Preiszler József
Встань, мадьяр! Зовет отчизна!
Выбирай, пока не поздно:
Примириться с рабской долей
Или быть на вольной воле?

Богом венгров поклянемся
Навсегда —
Никогда не быть рабами,
Никогда!

Шандор Петёфи
поэт

отрывок из "Национальной песни"
УНИВЕРСИТЕТЫ
Из «Пилвакса» было решено отправиться в сторону университетов и призывать студентов присоединиться к революционной процессии. Сначала «мартовская молодёжь» направилась к факультету медицины, а затем к инженерному и юридическому факультетам.

Больница и пять кафедр факультета медицины Королевского венгерского университета наук с 1784 года находились на углу ул.Уйвилаг (сегодня ул. Земмельвейс) и пр. Эгри (сегодня ул. Лайоша Кошута). То здание, к которому Петёфи с товарищами пришли 15-го марта, не сохранилось. На его месте построили доходный дом, в котором сегодня находится кинотеатр «Пушкин» (Puskin mozi).

Филологический, инженерный факультет и юридический университет в 1848 году располагались в здании Монастыря Паулинов на сегодняшней площади Эдетем (Egyetem tér). В конце 19-го века на этом месте были возведены новые здания. Cегодня неподалёку от этого места находится Литературный музей им. Петёфи (Petőfi irodalmi múzeum).

Революционная процессия пополнилась не только студентами, но и обычными горожанами. К типографии Лайоша Ландерера подошли уже около 5 тысяч человек.
Перед типографией Landerer уже собралось несколько наших собратьев по перу, здесь к нам присоединился Ирини и артисты Национального театра, мужчины, женщины.

Стояла дождливая, грязная погода, публика держала над шляпами зонты.

«Господа! - крикнули публике, - возможно,
через час вместо дождя на ваши головы посыплются пули:
пуститесь ли вы в бегство?»


В этот момент зонтики исчезли над головами.

Но вскоре пропали и шляпы, когда Ирини показал первый экземпляр национальных требований со словами:
«Вот первый документ свободной прессы».


Мор Йокаи
писатель

отрывок из воспоминаний

petőfi.hu
ТИПОГРАФИЯ «LANDERER & HECKENAST»
месОт университета процессия по ул. Агрия Гассе (сегодня - ул. Лайоша Кошута) направилась к типографии «Landerer & Heckenast». Типография Лайоша Ландерера и Густава Хекенаста располагалась в доме Хорвата на пересечении с ул. Сейп (Szép utca).

Лайош Ландерер, хозяин типографии, был знаком с представителями «мартовской молодёжи». Накануне 15 марта всех сотрудников типографии обязали присутствовать на работе и заготовили бумагу.

Восставшие оказались у типографии около 10 часов. Ландерер встретил толпу и пустил к одному из станков, на котором вскоре и были напечатаны «Двенадцать пунктов» и «Национальная песня». Шандор Петёфи назвал место Двором свободной прессы (Szabadsajtó Udvar).

Здание, в котором располагалась типография, пусть и неоднократно перестроенное и сегодня располагается по адресу ул. Лайоша Кошута, 3. За два столетия здесь успели пожить многие знаменитые венгры: Лайош Кошут, Янош Арань, Михай Вёрёшмарти и другие.


Иллюстрации: 1. Vasárnapi Ujság,1868. március 15. 17. 2. Petőfi irodalmi múzeum
ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Музейный бульвар, 14-16

Венгерский национальный музей, один из главных музеев Будапешта, посвящён истории и искусству Венгрии. В его основу в 1802 году легли коллекции монет, книг и рукописей графа Ференца Сечени. Сегодня фонды насчитывают более миллиона экспонатов. Постоянные выставки охватывают историю Венгрии с момента основания государства до 1990-х годов.

Музей располагается в величественном классицистическом здании, созданном по проекту Михая Поллака. Строительство началось в 1837, а закончилось накануне революции в 1847 году.

После небольшого обеденного перерыва революционная толпа около 3 часов прибыла на площадь перед Национальным музеем. Несмотря на дождливую погоду, 15 марта 1848 года тысячи людей собрались перед музеем, чтобы послушать пламенные речи лидеров восстания. Часто упоминается, что в этот день Шандор Петёфи впервые прочитал «Национальную песню» на ступенях музея. Скорее всего это легенда, но Национальный музей всё равно стал важным символом мартовских событий и венгерской борьбы за независимость.
Иллюстрация: акварель неизвестного художника, Petőfi irodalmi múzeum
РАТУША
Из сада Национального музея восставшие отправились в сторону Ратуши, которая тогда располагалась недалеко от Приходского храма Белварош. Сегодня рядом находится мост Эржебет. На площади перед Ратушей часто проводили ярмарки.

15-го марта здесь собралась огромная толпа. Представители передали «12 пунктов» советникам. Заместитель мэра Липот Роттенбиллер убедил принять документ. После того как прокламацию подписали, Роттенбиллер лично показал через окно документ участникам революционного шествия.

Здание Ратуши разобрали во время строительства моста Эржебет.
Иллюстрация: 1. Рисунок Карла Васкеса 1837 г., FSZEK Budapest-képarchívum 2. Гравюра Генри Винклеса, FSZEK Budapest-képarchívum
В БУДУ - К ЗДАНИЮ НАМЕСТНИЧЕСКОГО СОВЕТА
От Ратуши постоянно увеличивающаяся революционная толпа отправилась в Буду к зданию Наместнического совета, чтобы вручить свои требования центральному правительственному органу. Уже строился Цепной мост, но около 20 тысяч человек перешли на будайскую сторону по понтонному мосту, который располагался рядом с Редутом (сегодня - Вигадо), и подошли к здании на ул. Ури, 53, в котором с конца XVIII века размещался Наместнический совет. С тех пор здание многократно перестраивали. Сегодня оно относится к Венгерской Академии наук.

Наместнический совет принял требования толпы среди прочего о прекращении цензуры, освобождении Михаила Танчича, которого посадили за распространение листовок с требованием отменить крепостное право. Толпа отправилась дальше на улицу, которая сегодня носит имя Михаила Танчича, к дому под номером 9, где и содержали пленника. Вскоре Михай Танчич был освобождён. Здесь же ранее находился под стражей и Лайош Кошут. Здание сохранилось, на стене можно увидеть мемориальную табличку о знаменитых заключённых.
Фотографии: 1. Both Balázs/pestbuda.hu 2. Both Balázs/pestbuda.hu
ПРАЗДНОВАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
пересечение пр.Ракоци и Музейного бульвара

После освобождения Михая Танчича революционные массы вернулись в Пешт.

Заключительным местом событий 15 марта стало первое здание Национального театра. Театр открыл свои двери в 1837 году под названием «Пештский венгерский театр», но вскоре был переименован в Национальный театр.

Когда революционные настроения 15 марта начали набирать силу, руководство «Национального театра» приняло решение заменить запланированный на вечер спектакль на драму «Банк Бан». Но вечернее представление было прервано революционной толпой, которая ожидала появления освобожденного Михая Танчича. Вместо драмы «Банк Бан» со сцены исполнили «Национальную песню» (Nemzeti dal) , «Гимн» (Himnusz), «Прорыв» (Szózat) и другие знаковые произведения.

Национальный театр просуществовал в первом здании до 1908 года, откуда переехал на площадь Луизы Блахи.
Иллюстрации: 1. Пештский венгерский театр снаружи, иллюстрация Карла Васкеса 1837 г., FSZEK Budapest-képarchívum
2. Пештский венгерский театр внутри, иллюстрация Карла Васкеса 1837 г., FSZEK Budapest-képarchívum
15 марта 1848 года положило начало борьбы за независимость. С 1990 года дата стала национальным праздником, а так же днём свободной прессы в память о том, что именно 15 марта были обнародованы манифест «12 пунктов» и «Нацинальная песня».
Источник: magyarjelen.hu
Источники:

- pestbuda.hu
- petőfi.hu
- Ласло Контлер. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы.
- Tittel Kinga. Mesélő Budapest.
- Анна Чайковская, Максим Гурбатов. Семь ключей от Пешта.