Оперетта, мюзикл, рок-опера

Развитие жанра в Венгрии

27.02.2024
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Оперетта - уникальный жанр, который зародился во Франции, но завоевал сердца зрителей по всему миру именно благодаря Венгрии. Смех, романтика и захватывающий сюжет - все это ждет вас. Оперетта не знает государственных границ, переступает через социальные барьеры: она воистину соединяет людей и целые народы.

Не упустите возможность окунуться в мир оперетты и насладиться ее неповторимой атмосферой!

В числе «предков» оперетты есть насчитывающие не одно столетие, вполне благородные жанры, такие как опера-буффа и ее позднейшие простонародные варианты — зингшпиль и фольксштюк.

Оперетта как современный жанр родилась в 1850-е годы в Париже. Специалисты и широкая публика едины во мнении, что ее отцом был Жак Оффенбах.

Помимо собственно художественной ценности у появления оперетты и ее победного шествия по миру было одно непременное внешнее условие: мегаполис. Каждый театральный жанр связан с окружающим пространством, диктуемым эпохой и обществом: античным полисом, ренессансным и барочным государевым двором, камерным залом. Город XIX в. тоже нашел для своих развлекательных жанров самые подходящие места: большой каменный театр, здание оперы, концертный зал и спортивный стадион. Следует отметить, что это условие оказало влияние и на последующую трансформацию оперетты - в мюзикл и рок-оперу.

Венгерская оперетта отличается от классической тем, что она более мелодична и лирична. В ней часто используются народные мелодии и танцы, а также элементы венгерских народных песен.
Зингшпиль (нем. Singspiel) — музыкально-драматический жанр, распространенный в Германии во второй половине XVIII — начале XIX в.: пьеса с музыкальными номерами комического содержания (прим. перев.). Фольксштюк (нем. Volksstück) — жанр немецкой драматургии, гротескно-комические пьесы из народной жизни (прим. перев).
photo: http://fortepan.hu
Первая оперетта на венгерском языке – «Свадьба при фонарях» (Le mariage aux lanternes) Жака Оффенбаха – прозвучала 22 сентября 1860 года. Через два года появилась и первая венгерская оперетта «Влюблённый кантор», композитор – Геза Аллага (Allaga Géza), а автор либретто – актер Иштван Бенеи (Bényei István).

Позже, в 1885 году, огромную популярность обрела оперетта Иоганна Штрауса - «Цыганский Барон». С историко-культурной точки зрения «Цыганский барон» едва ли не превосходит по значению «Летучую мышь». И Штраус, и сам жанр переживали пору упадка, когда гастроли в Будапеште привели к неожиданному повороту событий. В феврале 1883 г. маэстро лично дирижировал «Веселой войной». К успеху и популярности добавилась памятная встреча: венский король вальса посетил венгерского литературного князя Мора Йокаи (1825–1904). Штраус искал либретто, новую историю, и Йокаи предложил ему готовый рецепт — романтическую сказку. Позаимствовать тему в прошлом, в Венгрии, освобожденной от османского владычества. Премьера состоялась в 1885 году. В оперетте соседствуют вербункош, чардаш, цыганские мотивы, полька и несравненный вальс. Вербункош, звучащий в конце второго действия, сочинил один цыганский музыкант в 1848 г.. На 25-м представлении публику ждал большой сюрприз: тогда впервые на венских подмостках прозвучал ранее запрещенный «Марш Ракоци» (Rákóczi-induló).

До конца XIX в. в Вене было дано 300 представлений, в Будапеште — более 100, оперетту поставили все ведущие музыкальные театры мира от Нью-Йорка до Санкт-Петербурга.
«Цыганский барон»
Партии из венгерской и русской постановок
В ХХ в. во всем мире произошли большие перемены. В Австро-Венгерской монархии ощутимо возросла социальная и национальная напряженность, на международной арене зрели политические конфликты. Культура бурлила: на смену состарившемуся миру чувств и форм историзма и романтики шли новые силы, новые стили. Древний источник — фольксштюк — давно угас, но и оперетта «золотого века» переживала кризис. Ей тоже приходилось подстраиваться под настроения эпохи. Признаки обновления появились в первые годы столетия. После смерти Штрауса особой популярностью пользовалась осовремененная оперетта «Герцог Боб» (Bob herceg) венгра Енё Хуски (1875–1960), покорившая публику в обеих столицах.
Эндре Ади (1877–1919), в то время молодой публицист из газеты Nagyváradi Napló («Надьварадский дневник»), обратил внимание на то, что речь идет не о какой-то «слащаво наивной и дурашливой» игре.
Оперетта, собственно говоря, самый серьезный из сценических жанров, самый красивый и свободный, в нем можно безнаказанно дать по шее королю; родившись в мыслящих, изобретательных, жаждущих перемен душах, она может сокрушить больше в этом прогнившем мире <...>, чем пять парламентских обструкций
Эндре Ади
Следом за Хуской в венгерскую оперетту пришли Легар и Кальман. Уловив дух времени, они талантливо вплели в своё творчество яркую и эмоциональную венгерскую народную песню.

Семья Ференца Легара происходила из Богемии. Отец — музыкант, дирижер военного оркестра — объездил всю монархию, от родного Комарома до Коложвара, Праги и Сараево. Детей, путешествовавших вместе с полком, по немецкому названию армейского ранца (Tornist) называли «турнистерами». В Легаре рано проявилось музыкальное дарование, и он поступил в консерваторию. Оперетта «Решетник» (1902) и поставленная почти одновременно с ней оперетта «Венские женщины» принесли композитору славу наследника Иоганна Штрауса.


Легар написал свыше 30 оперетт. Это искусный сплав австрийских, сербских и словацких песен и танцев с проникновенными и чувственными венгерскими интонациями и ритмами. Чтобы подчеркнуть национальный колорит музыки, Легар часто вводил народные инструменты, например, балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато. Одной из самых известных его оперетт является «Весёлая вдова»(A víg özvegy)

Премьера «Веселой вдовы» состоялась в конце декабря 1905 г. в Вене. В первое десятилетие было дано 400 представлений в Вене и 150 в Будапеште.
Имре Кальмана называли «Королем оперетты» и «Императором Вены» ещё при жизни.
Выдающийся талант Имре Кальман родился в 1882 г. в Шиофоке в семье состоятельного коммерсанта. Однако уже в раннем детстве он ощутил последствия банкротства отца и с трудом закончил учебу. Имре мечтал стать пианистом, но этому помешал хронический артрит. Пришлось зарабатывать на жизнь сочинением музыки, главным образом оперетт.
Премьера первой оперетты Кальмана «Осенние манёвры» прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика устроила овацию.

Но настоящую славу ему принесла «королева Чардаша, в России более известная как «Сильва». Используя все приемы и трюки будапештской оперетты, Кальман воссоздал неповторимую атмосферу варьете, соединив пикантный парижский салон, сладкий венский вальс и стилизации под музыку пештских цыган. Он давал персонажам музыкальные характеристики, часто пародировал их на манер старой доброй оперы-буффа и новейших центральноевропейских образцов.

Премьера состоялась в ноябре 1915 г. в Вене, годом позже — в Будапеште.
Мелодии, которые продолжают звучать в наших сердцах, ублажают наши души, словно аромат волшебных цветов, писал корреспондент газеты Színházi Élet («Театральная жизнь»):
Имре Кальман <...> волшебник <...>. Его музыка прогоняет все печали и повествует о великой любви <...>. Мы верим ему, как верит ребенок в волшебную сказку, рассказанную матерью
Színházi Élet («Театральная жизнь»)
Ему вторил журналист из Budapesti Hírlap («Будапештской газеты»):
Кипящий венгерский ритм, венгерские мелодии, блестящая оркестровка. Самая большая заслуга [композитора] в том, что венгерская народная песня освежает своим волшебным настроением и пульсирующей плавностью оперетту, кровообращение которой уже расслабилось <...> от слащавого венского сентиментализма...
Budapesti Hírlap («Будапештской газеты»)
Лучшие оперетты Кальмана — «Баядера» (A bajádér), «Принцесса цирка» (A cirkuszhercegnő), обе 1926 г., «Марица» (Marica grófnő, 1924 г.), «Фиалка Монмартра» (A Montmartre-i ibolya, 1930 г.) написаны в первое послевоенное десятилетие и отличаются динамизмом ситуаций, развернутой музыкальной драматургией, выразительной оркестровкой. Нововведением Кальмана стало использование в оперетте элементов венгерского музыкального фольклора.
«Фиалка Монмартра»
Партии из венгерской и русской постановок
«Баядера»
Партии из венгерской и русской постановок
«Принцесса цирка»
Партии из венгерской и русской постановок
«Марица»
Партии из венгерской и русской постановок
Исторические, культурные и технологические изменения привели к очередной трансформации. Из оперетты родились мюзикл и рок-опера. Первый венгерский мюзикл «Три ночи любви», (Egy szerelem három éjszakája) увидел свет 12 января в 1961 г. в будапештском театре имени Петёфи .

Ну а настоящую известность получила вышедшая в 1983 году рок-опера «Король Иштван» (István, a király). Повествование основано на истории образования венгерского государства, противостоянии язычества и христианства.
В целом, в Венгрии весьма популярны мюзиклы и рок-оперы на историческую и мифологическую тематику. В том числе на события относительно недавней истории.

Мюзикл «Путешествие»(Utazás), он же «Леди Будапешт» (Lady Budapest), трагическая история любви на фоне событий 1956 года. На видео представлена заглавная партия - невероятно красивый гимн Будапешту.
Еще одна интересная и довольно редкая, экспериментальная мюзикл-опера «Эржебет Батори» (Báthory Erzsébet), в которой предпринимается попытка переосмыслить образ «кровавой графини», рассказать скорее историю личности, а не легенду.
Оперетта, мюзикл, рок-опера, мюзикл-опера, эти жанры продолжают жить, развиваться, иногда перетекать один в другой. А мы предлагаем вам продолжить знакомство с этими музыкальными направлениями в небольшом плейлисте.
фото обложки: http://operett.hu