АГНЕС ВИДЛУНД
история венгерской галеристки,

определившей будущее шведского современного искусства


Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
В мире есть множество венгров, внесших особый вклад
в современное искусство. Среди них фотографы с мировым именем, художники-визионеры, основатели новых стилей, арт-критики, коллекционеры и успешные галеристы.
В нашей серии «Выдающиеся венгры» мы представляем Вашему вниманию историю Агнес Видлунд, одной из самых известных галеристок Стокгольма середины ХХ века, стоявшей у истоков шведского современного искусства.
Агнес Видлунд (Agnes Widlund) родилась в 1910 году в Венгрии.
После окончания школы уехала учиться в Париж, где познакомилась
со шведским врачом Эриком Видлундом. Во время второй мировой войны Агнес и Эрик поженились и переехали жить в Стокгольм.
Брак с Эриком Видлундом продлился недолого, и пара развелась,
но Агнес решила оставить фамилию мужа.
Среди друзей Агнес были такие художники, как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Фернан Леже, а также галеристы Дени Рене и Луиза Лейрис.
В первые годы пребывания в Стокгольме Агнес Видлунд начала создавать свою художественную галерею, получившую тривиальное название «Самларен» (Samlaren), означающую «коллектор» на шведском языке. В течение трех десятилетий с 1943 по 1977 гг. галерея «Самларен» бросала вызов шведской арт-сцене экспериментальными и визионерскими художественными проектами. Галерея была известна своим ярко выраженным международным профилем, и для реализации проектов таких масштабов Агнес Видлунд использовала свои французские контакты в мире искусства.


Галерея «Самларен» была площадкой для творческих экспериментов и ареной
для молодых шведских художников и искусствоведов.

Здесь организовали свои первые нашумевшие выставки Оскар Рейтерсверд, Сири Деркерт
и Оле Бертлинг. В галерее «Самларен» начинал свою карьеру и Понтюс Хюльтен, впоследствии один из величайших арт-кураторов XX века и первый директор «Центра Помпиду» в Париже.

В интервью 1996 года для журнала «Artforum» под заголовком The Hang of It-Museum Direct or Pontus Hulten он следующим образом описал свою работу в галерее «Самларен»:
«Владелица – Агнес Видлунд, венгерка, – пригласила меня и,
в общем-то, дала мне карт-бланш. Я устраивал выставки с друзьями
на темы, которые меня интересовали. В 1951 году мы сделали большую выставку про неопластицизм. Тогда все было не в пример проще. Картины не были такой ценностью, какой они стали сейчас.
Мондриана можно было доставить в галерею на такси». (Источник: Ханс Ульрих Обрист. Краткая история кураторства. М., Ad Marginem, 2012)
Видлунд организовала визиты Аренберга в художественные мастерские Пикассо, Матисса, Шагала, положив начало страсти шведского коллекционера встречаться с художниками и покупать у них работы напрямую.
Агнес Видлунд сотрудничала со шведским бизнесменом и коллекционером
Теодором Аренбергом. За счет своих связей в Париже Видлунд помогла расширить коллекцию Аренберга работами важнейших художников постимпрессионистов и модернистов.




Аренберг хотел построить свой частный художественный музей
в Стокгольме. Архитектурный план для здания разработал Ле Корбюзье, но музей Аренберга так и не был построен. Коллекция Аренберга
была в то время одной из самых обширных частных собраний западного искусства ХХ века и включала около 1000 произведений.
В 1958–1965 годах Агнес Видлунд руководила филиалом галереи
в своем доме на острове Лидингё. Здесь она демонстрировала ремесла, дизайн интерьера и скульптуру, и предоставляла место для встреч художников, архитекторов, градостроителей и любителей искусства.
В 1960-е годы был большой интерес к паблик-арту, искусству
в общественном пространстве. Кульминацией этого стал проект «Самларен под открытым небом» (Samlaren i det fria) в 1967–1973 годах, в виде стеклянного павильона, «экологической лаборатории»
и парка скульптур в районе Ладугордсгардет. Галерея Самларен
не пережила Агнес Видлунд и была закрыта, теперь по адресу Биргер Ярлсгатан дом 1 находится фирменный магазин Gucci.
Фото: Агнес Видлунд и художники Стеллан Мёрнер
и Свен "X-et" Эрисксон у галереи «Самларен» на Биргер Ярлсгатан, 1.


Фото: Lantz, Gunnar, Svenska Dagbladet. Stockholms stadsmuseum


В 1958–1965 годах Агнес Видлунд руководила филиалом галереи в своем доме на острове Лидингё. Здесь она демонстрировала ремесла, дизайн интерьера и скульптуру, и предоставляла место для встреч художников, архитекторов, градостроителей
и любителей искусства. В 1960-е годы
был большой интерес к паблик-арту, искусству в общественном пространстве. Кульминацией этого стал проект «Самларен под открытым небом» (Samlaren i det fria) в 1967–1973 годах,
в виде стеклянного павильона, «экологической лаборатории» и парка скульптур в районе Ладугордсгардет. Галерея Самларен не пережила Агнес Видлунд и была закрыта,
теперь по адресу Биргер Ярлсгатан дом 1
находится фирменный магазин Gucci.
Агнес Видлунд была арт-визионером, выдающимся профессионалом
и предпринимателем. Современники описывают её как требовательную, творческую, нестандартную и нетерпеливую, словом, сложную натуру,
с почти нечеловеческим драйвом. Открытие галереи «Самларен»
и роль Агнес Видлунд сыграли решающую роль в развитии современного искусства в Швеции. Она привезла западное искусство в Швецию
и открыла двери для многих шведских художников за границей. Влияние Агнес Видлунд на шведскую арт-сцену можно сравнить с вкладом Пегги Гуггенхайм
в американского искусства или Панноники Ротшильд для джаза
середины ХХ века.
Весной 2023 года в шведском издательстве Appel Förlag выйдет книга Ева-Лены Бегстрём «Я не могу жить без искусства»
(Utan konst kan jag inte leva), посвященная Агнес Видлунд.