Тамаш Чех

«венгерский Высоцкий»

02.02.2023
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
В этом году исполнилось бы 80 лет Тамашу Чеху — «‎венгерскому Высоцкому», композитору, актёру, легендарному толкователю настроения эпохи и… артисту, вечно борющемуся с боязнью сцены. Это история талантливого человека и невероятного дружеского, творческого союза, проверенного временем.

Читайте в нашей статье!

Тамаш Чех родился в Будапеште в 1943 году. Число очень символичное — 22 января, в этот день с 1989 года отмечают День венгерской культуры.

Всё детство музыкант провел в небольшой деревеньке Тардош, медье Комаром-Эстергом. В 13 лет вместе с семьёй вернулся в Будапешт. Здесь окончил гимназию им. Аттилы Йожефа, а после – два колледжа, в первом учился на преподавателя рисования, после поступил в эгерский колледж изящных искусств. С 1967 года преподавал рисование для начальных классов.

Интерес к музыке начался после окончания гимназии — на выпускной дедушка с бабушкой подарили гитару. Через какое-то время Тамаш создал собственную группу «Sztereó», которая, как многие подростковые затеи, просуществовала недолго.
В 1970 году Тамаш знакомится с талантливым венгерским писателем Гезой Беремени. И эта встреча становится судьбоносной в творческом пути обоих — первые песни были написаны в квартире писателя на улице Ишкола (венг. «Iskola» - «школа»), где Чех был частым гостем. В 1971 выходит первая совместная композиция «Az ócska cipő» («Изношенные туфли»), далее самые знаменитые песни они создавали вместе. За сорок лет дружбы Беремени написал тексты для двадцати альбомов Тамаша, исключением стал «Mélyrepülés» («Глубокий полёт»), текст к которому написал Денеш Ченгей.
Фото: We Love Budapest

Памятная табличка на доме, в котором Тамаш Чех и Геза Бесермени написали легендарные песни
Так музыкант рассказывает о своем друге в одном из интервью:
«Мы понятия не имели что из этого выйдет. Но этот мальчишка (Геза Беремени) был настолько своим, мы были на одной волне. Это был «пьяный» период, мы приглашали девушек на свидания, ходили из паба в паб – словно молодые волки шатались по городу, знали друг о друге абсолютно все, ходили на выставки, «окультуривались». Ну, или мы так думали».

Первый альбом «Письмо моей сестре» вышел в 1977 году и был совместно написан с венгерскими музыкантами Тамашем Машиком и Яношем Новак
Однако у любых творческих союзов бывают кризисы, и отношения с Беремени не всегда были идеальными. На более позднем этапе карьеры появились разногласия и их пути разошлись на долгое время:

«Так получилось, что Беремени невозможно найти замену. Мы знаем что делаем и поэтому дружба с ним крепче, чем с остальными. С другими я бы не смог так творить. Мы два нелепых, очень чувствительных человека. Между нами было много ссор, но они никогда не доходили до крайностей».
Фото: Тамаш Чех и Геза Беремени, 1972 г. ул. Вилани 55-65, Фото Эмиль Новак
Первое выступление состоялось за шесть лет до выхода альбома, в 1971 году, Тамаш сыграл три песни. Несмотря на то, что большую часть жизни он провел в гастролях, по собственному признанию, боролся с боязнью сцены:
«Интересно, что я так и не привык к концертам за 30 лет… Я стесняюсь, не знаю что делать с аплодисментами».
Тамаш Чех умер 7 августа 2009 года после трех лет болезни. Свой последний концерт он дал 26 августа 2006 года. На похоронах Геза Беремени проводил друга такими словами:
За 70 лет Тамаш Чех добился большого успеха как музыкант и актер, играл как главные, так и второстепенные роли в фильмах венгерских режиссеров Миклоша Янчо, Петера Фабри. Помимо музыки и съемок в фильмах, Тамаш очень увлекался индейской культурой и даже написал книгу «Тропа войны» (Hadiösvény), затем в 2006 году сборник переводов «Койот, танцующий со звездами», но он никогда не отворачивался от музыки. Его творчество было отмечено многими престижными в Венгрии наградами, в том числе премией Ференца Листа и премией Кошута, а песни оставили неизгладимый след в венгерской поп-музыке и стали вдохновением для многих современных музыкантов.
«Представляешь, в понедельник, на этой неделе, я заглянул к твоей жене Еве, чтобы согласовать речь, которую произнесу сегодня. Когда я зашел в лифт и нажал кнопку "второй этаж", почувствовал привычную нервозность, как будто ты там, ждешь меня с гитарой, с одной-двумя заготовленными мелодиями, чтобы я написал на них слова. Но что теперь? Что за опустошение? Да, Тамаш, ты забрал с собой все мои слова, потому что без тебя они не выйдут наружу. Потому что твое присутствие просто необходимо для них. Чтобы ты сидел здесь со своей гитарой и смотрел на меня в ожидании. Мне очень любопытно узнать какими бы получились наши ненаписанные песни. Теперь они просто как нерожденные дети - никто их не узнает».