Год венгерского дизайна

Интервью с Александрой Саньковой
19.11.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Каждый год Венгерский культурный центр назначает посланников венгерской культуры в России. Первым таким посланником был театральный режиссер Виктор Рыжаков, с кем мы реализовали множество совместных проектов. В этом году послом венгерской культуры стала Александра Санькова, директор Московского Музея Дизайна. В течение этого года мы знакомили вас с венгерским дизайном, публикуя множество материалов про анимацию, моду, плакатное искусство, известных иллюстраторов и графиков и т.д. В связи с этим мы поговорили с Александрой Саньковой о том, что можно узнать о венгерском дизайне в России и какие планы на будущее.
В марте этого года Венгерский культурный центр в Москве назначил тебя Послом венгерской культуры в России на 2020 год и объявил его «Годом венгерского дизайна». В течение этого года мы делали множество совместных проектов, в связи с пандемией большей частью в онлайн-формате. Расскажи о ключевых событиях, реализованных в этом году.
Во-первых, это выставка «Фантастик пластик», которая открылась в октябре 2020 года в Новой Третьяковке и проработает до конца января 2021 года. Это большой международный проект о дизайне из переработанного пластика. Один из участников выставки Андрей Тот – дизайнер из Будапешта, который использует в своих проектах вторичное сырье, включая пластик. На выставке представлены аксессуары, которые Андрей делает из использованных рекламных баннеров.

В рамках фестиваля «Типомания» на выставке в Музее Москвы была представлена венгерская команда CompactStudio с проектом GerillAR. Подробнее о проекте тут.

Журнал «Интерьер+дизайн» делает регулярные публикации о венгерских дизайнерах и архитекторах. Материалы можно найти по хештегу #венгерский дизайн.

На 2021 год мы планируем проведение выставок венгерского плаката в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке.
«Фантастик пластик»
С чем у тебя ассоциировалась Венгрия в детстве и с чем сейчас?

В детстве Венгрия была для меня страной сказки, где старинные замки, ведьмы и колдуны.
Повзрослев, я стала ассоциировать Венгрию с венгерской обувью, качественной мебелью и западной страной, куда можно поехать, но это очень сложно, так как нужно получать какие-то особенные путевки.
После того как я побывала в Венгрии несколько раз, мое отношение стало не совсем адекватным – я влюбилась в Венгрию бесповоротно. И путешествую туда, наверное, чаще, чем в любую другую страну. В Венгрии, действительно, невероятно красиво и вкусно, а уровень культуры приятно удивляет.

Я восхищаюсь архитектурой и интерьерами кальвинистской церкви Фашор и консерватории Ференца Листа, куда хожу на концерты в каждый мой приезд в Будапешт. Любуюсь индустриальными постройками знаменитого Эйфеля из литого чугуна – Центральным рынком и вокзалом Нюгати. Эти здания были построены еще до принесшей ему известность Эйфелевой башни.
Что тебе приходит в голову, когда ты слышишь словосочетание «венгерский дизайн»?

В Будапеште удивительно много архитектуры Баухауса, этот стиль преобладал в зданиях, построенных в период с начала 1930-х до середины 1940-х. Здания, построенные по проектам архитекторов Белы Хофштеттера или Ференца Доманя, сохранили оригинальные светильники, лестницы, фурнитуру, напольные покрытия, лифты.

Napraforgó utca
⁶В этом плане Будапешт уникален: здания не тронуты реконструкциями и вандальными ремонтами. Одно удовольствие заглядывать в роскошные дворы и подъезды, гуляя по городу. На меня произвел неизгладимое впечатление остров с виллами в стиле функционализма на улице Напрафорго (Napraforgó utca) и церковь в стиле Баухауса.

Да и одни из самых известных дизайнеров и лидеров Баухауса были венграми. Многие наши современники даже не подозревают, что Ласло Мохой-Надь, авангардный художник, фотограф, создатель потрясающих фотомонтажей, который после закрытия Баухауса в Германии переехал в Америку, где организовал, и руководил Школой дизайна в Чикаго, и назвал ее «Новый Баухаус», тоже был венгром. Недавно в виртуальном кинотеатре «Пионер» в рамках фестиваля The Art Newspaper Russia я посмотрела интересное кино о нем – «Новый Баухаус: Жизнь и наследие Ласло Мохой-Надя». Меня лично тронула история, рассказанная в этом фильме: Ласло, будучи крупнейшей фигурой мирового авангарда, в Америке был человеком вечно просящим, фанатиком, собирающим деньги на существование своей школы. Времена идут, а ничего не меняется. Вот и мы так же бегаем и ищем поддержки и финансирования на проекты по дизайну. Может, и о Московском музее дизайна когда-то снимут кино?

Великий Марсель Бройер – основоположник «интернационального стиля» в дизайне, функционалист и создатель грандиозных модернистских зданий из железобетона тоже был венгром. Во время своей работы в Баухаусе в 1925 году он придумал мебель из металлических трубок, которую впоследствии производили огромными тиражами, и которая навсегда стала олицетворять промышленный дизайн Баухауса. Один из самых его известных проектов – стул из гнутых трубок, который назвали Wassily в честь другого преподавателя школы Василия Кандинского. Позднее из стальных трубок делали столы, шезлонги, стеллажи и другие предметы мебели. Я была на потрясающей выставке про Баухаус в Музее Декоративно-прикладного искусства в Будапеште еще до его реконструкции. В музее невероятная коллекция, я очень жду его открытия, чтобы посетить уже обновленную экспозицию.

Еще одни великий венгр – лидер оп-арта Виктор Вазарели, создавал оптические узоры –яркие цвета и геометрические композиции, которые производили кинетический эффект.

Для большинства моих друзей и коллег графических дизайнеров (по образованию я графический дизайнер), наверное, самый известный наш современник, недавно ушедший из жизни великий Милтон Глейзер – американский графический дизайнер венгерского происхождения, создатель журнала «New York Magazine» и символа Нью-Йорка — логотипа 'I❤NY.
У тебя есть любимые венгерские дизайнеры?

Мой любимчик – Шандор Бортник, венгерский художник, график и плакатист, педагог, ректор Будапештской академии изобразительных искусств. У него удивительные рекламные плакаты! В них есть что-то будоражащее от американского Ар-деко и что-то родное от советского конструктивизма.

В Будапеште я случайно зашла в студию дизайнера шляп Валерии Фазекаш на улице Ваци! Мне повезло, дизайнер как раз работала в своем шоуруме и показала, как устроены ее изделия. С тех пор я приезжаю и каждый раз покупаю у нее головной убор, у меня их уже целая коллекция. Это просто невероятно: в каждой шляпке заложено несколько опций, вы можете сами быть дизайнером, по-разному выворачивая и сгибая поля и воланы.

Шандор Бортник
Покупая одну шляпу, вы получаете сразу 3-10 разных образов. Скульптурность, яркая образность и, я бы даже сказала, монументальность в такой малой форме как шляпка, заслуживает отдельного уважения и восхищения. Моя подруга скульптор Наталья Вильвовская слепила из шамота мой бюст в одной из шляп. На эту работу вдохновила ее не я, а именно шляпа. Похоже, я стала рекламным агентом дизайнера в Москве: всех друзей, которые едут в Будапешт, обязательно направляю в шоурум к Валерии Фазекаш.
Наталья Вильвовская
Можешь ли ты вспомнить первый образ из детства, который у тебя ассоциируется с дизайном? Это может быть игрушка, кукла, мебель или технический объект.
Мои первые воспоминания связаны с архитектурой. Мне очень нравилось гулять в центре и разглядывать разные стили зданий. Вариативность и человеческий размер домов в центре разительно отличался от квартала 1960-70-х гг. застройки, в котором я жила.

Я очень любила письменный конторский стол 1940-х годов. Он стоял на даче у окна на втором этаже, его ящики были доверху набиты журналом «Техника – молодежи», а на столе у меня было мраморное пресс-папье и перо с чернильницей. Я проводила за ним много времени: рисовала, читала и смотрела, как наши соседи обрабатывали участки в поте лица, перемещались между разнообразными хозяйственными строениями и грядками по своим 6 соткам как герои в компьютерной игре.

Конечно, у меня были куклы, но больше всего я любила делать куклы, строить дома и шить одежду самостоятельно.
Что происходит сейчас с российским дизайном? Какие тенденции превалируют и что интересно российской публике?

Сейчас я вижу 3 основные тенденции: молодые дизайнеры, которые создают свои студии полного цикла, в которых они сами руководят процессом от идеи создания продукта до финальных продаж и продвижению продукта. Например, Вадим Кибардин делает предметы интерьера и мебель, сам разрабатывает упаковку, продает свои продукты через свой сайт.

Александр Каныгин
Московские архитекторы студии Archpole, проектирующие простую модульную и изящную мебель, создают ее на своем собственном производстве. Сейчас их мебель можно встретить в интерьерах многих московских кафе, коворкингов или библиотек.

Вторая тенденция – это коллекционный дизайн, который для меня во многом пересекается с декоративно-прикладным искусством. В последнее время среди молодых дизайнеров наблюдается всплеск интереса к старинным ремесленным технологиям и натуральным природным материалам.

Денис Милованов
Работая с кожей, металлом, деревом, они пытаются найти новые формы и смыслы. Александр Каныгин создает брутальные стулья, которые напоминают работы супрематистов и деревянные табуреты Медведей, достаточно современных по исполнению, отсылающих нас к национальному образу. Денис Милованов создает небольшими тиражами брутальные шкафы и стулья, которые как будто были найдены в каком-то старинном доме на Севере России.

Третья категория – это дизайнеры, работающие на большие корпорации как штатные или внештатные единицы. Многие государственные или частично государственные производители начинают работать с такими российскими промышленными дизайнерами как Сергей Смирнов, Владимир Пирожков или Бюро Масштаб.

Графический и медиа-дизайн – традиционно сильная сторона российского дизайна.
Ты являешься автором (со-автором) множества изданий по советскому (российскому) дизайну и организатором дюжины выставок. Какая из тем для тебя была самой близкой и почему?
Основная часть коллекции Московского музея дизайна – это именно советский дизайн 1950-90-х гг. Но у нас в коллекции есть много экспонатов советского дизайна 1920-30-х гг., периода авангарда, а также современные образцы. Если смотреть на советский период, он все же самый продолжительный и плодотворный в истории нашего дизайна, так как связан с созданием системы дизайна в СССР и массовым промышленным производством.

Для меня самым интересным был проект «Система дизайна в СССР», которым мы открывали центр Моды и дизайна музея ВМДПИ. После нескольких лет исследований в области советского дизайна было важно проанализировать, систематизировать и показать собранный материал. В СССР была создана целая система научно-исследовательских институтов и специальных художественно-конструкторских бюро, которые были частью министерств и комитетов и отвечали за дизайн в своей отрасли промышленности. Они создавали стандарты и нормативы, проекты для фабрик и заводов, также в этих профессиональных организациях работали художественные и технические советы, которые решали, какие именно образцы продукции будут направлены в производство.

Самое приятное в процессе подготовки выставок для меня – общение с советскими дизайнерами. За долгие годы работы и консультаций мы успели с ними подружиться. Это люди без возраста, очень молодые и светлые в своих мыслях идеалисты, которые всегда мечтали изменить жизнь к лучшему и делали для этого все возможное.

Если не секрет, какие выставки и издания ты готовишь на 2021 год?

Главный фокус следующего года – постоянная экспозиция Московского музея дизайна в Новой Третьяковке (Западное крыло). Это проект, к которому мы готовились много лет. Мы провели в российских регионах 8 выставок.

И наконец-то откроем в Москве выставку, о которой я мечтала во время своей учебы в Строгановке (Московской государственной художественно-промышленной Академии им. Строганова). Ведь школьникам и студентам профильных вузов такая экспозиция просто необходима. Дизайн – это важная часть нашей материальной культуры.
В постоянной экспозиции будет представлена история дизайна СССР с начала ХХ века до современного дизайна 2010-х.

Она будет состоять из трех разделов: авангард, советский дизайн и современный дизайн. На сегодняшний день ни один музей в нашей стране не имеет экспозиции, посвященной истории российского дизайна, хотя к этой теме существует огромный интерес со стороны и профессионального сообщества, и массовой аудитории.

В разделе «авангард» будут представлены лучшие работы художников-конструктивистов: Александра Родченко, Густава Клуциса, Эля Лисицкого, Варвары Степановой, Любови Поповой, Владимира Татлина и многих других. В экспозиции показаны как оригиналы, так и реплики предметов 1920-30-х гг.

В разделе советского дизайна будут представлены наиболее значимые разработки советских дизайнеров и научно-исследовательских институтов, мы покажем большую часть разработок Всесоюзного научного-института технической эстетики. Технической эстетикой в СССР называли дизайн, созданный Институтом мебели, комбината Промграфика, и многих других. У нас в коллекции есть очень редкие прототипы. Как ни странно, от советского дизайна осталось очень мало оригинальных макетов и эскизов. Мы очень гордимся, что такие уникальные экспонаты есть в нашей коллекции.

Работы современных российских дизайнеров, многие из которых уже получили международное признание, будут представлены в третьем разделе экспозиции: промышленный дизайн, предметный дизайн, мода, графический и медиа-дизайн.

Мне давно хочется также сделать программу по дизайн-туризму, и одной из первых странах, в которую мы соберемся, будет Венгрия. Мечтаю показать коллегам Музей Кишцелли и Музей декоративно-прикладного искусства в Будапеште, антикварный район: улицу Фалька Микша, Галерею Эрнста, Юдит Вираг и галерею Кисельбах. В Будапеште самый роскошный блошиный рынок Европы, интерьеры общественных зданий гостиниц, комплексов и кварталов, церквей, театров, музеев и невероятное разнообразие потрясающих частных домов и интерьеров.
При поддержке Венгерского культурного центра и венгерской энергетической компании MVM