ШАЛЯПИН В ВЕНГРИИ
Как родилась легенда царя баритонов в венгерских кругах




Часть I
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
В первой половине XX века Будапешт был важным культурным центром, куда регулярно отправлялись на гастроли русские эмигранты.
Кумиром номер один для венгерской публики был всемирно известный оперный певец Ф. И. Шаляпин. В этом году исполнилось
150 лет со дня его рождения, и до сих пор разговоры о таланте артиста
не прекращаются. Многое известно о выступлениях Шаляпина
в Российской империи, но он успел поразить публику своим чудесным голосом и во множестве других стран, в том числе и в Венгрии.
Считалось, что в его фигуре воплотились все те качества,
которые у венгерских поклонников ассоциировались с Россией.
За десять лет, с 1925 по 1935 гг., Шаляпин посетил венгерскую столицу восемь раз, и каждое его пребывание в стране
имело большой резонанс в местной прессе.
Отношение венгерской публики к творчеству Шаляпина можно реконструировать на основе статей, опубликованных в передовых венгерских газетах,
на страницах которых шел диалог между русской и венгерской культурой.
Во время изучения материалов автор задался несколькими вопросами:
как проходили гастроли русского оперного певца в Будапеште с 1925 по 1927 годы и какое общее впечатление было у венгерских журналистов
и представителей знати от выступлений Шаляпина, а также в чем секрет популярности русского артиста. С целью познакомить наших читателей
с большим количеством фактов о пребывании Шаляпина в Венгрии
статья была разделена на две части.
Фото: из журнала Univerzum
от ноября
1973 года
В первой части статьи раскрывается секрет легендарности Шаляпина.
В театральных кругах говорят, что при заучивании длинных текстов нужно начинать не с первой, а с последней строчки текста. Если верить словам театралов, так текст быстрее запоминается и легче осмыслить полную картину всех спрятанных в нём смыслов. Интересно, Шаляпин так же учил оперные арии, закрываясь на целый день от поклонников в гостиничном номере в Будапеште? Оставим этот вопрос риторическим и просто будем придерживаться принципа начинать повествование с «последнего вопроса».
Так в чем же заключается секрет легендарности Шаляпина в первой половине XX века? Карты можем раскрыть сразу. Со дня рождения оперного певца прошло 150 лет, но разговоры о его творческой силе и умении в один миг покорить публику не умолкают. Как создаются легенды? Как формируется личность людей, которыми мы не перестаем восхищаться? Кто-то уходит,
а кто-то остается на вершине славы. Шаляпин несомненно остался великим,
яркой личностью на все века. Как это объяснить?



Фото: из журнала Fáklya от 7 августа 1988 года

В культурных кругах поговаривают, что легендами становятся, попадая
в конкретный архетип.
Если всмотреться в образы Шаляпина в таких спектаклях, как «Борис Годунов» или «Дон Кихот», можно
с большей долей вероятности предположить, что Фёдор Иванович попал в архетип русского героя в то время, когда так не хватало двухметрового блондина-великана
с бездонным голосом, царя баритонов, распространяющего исконную русскую силу по всему миру.
Этот великан раньше был простым ремесленником, и немало преград пришлось преодолеть перед тем,
как он смог стать известным.
Публика хочет искренности,
чтобы артист открыл свое «я».
Можно предположить, что Шаляпин был мотивирован болью своего положения и целью стать замеченным
в театральных кругах. Бывает, чтобы стать легендой, помогает какой-то случай. Великий певец с детства пытался преодолеть барьеры, а сколько таких же «Шаляпиных» было рядом, и сколько талантов не раскрылось.
Вся жизнь Шаляпина состоит
из стремлений «зажечь звезду» академического искусства, чтобы
она горела вечно. Избавиться
от боли, достигнув состояния короткого триумфа, это одно,
но понимать для чего преодолено столько препятствий, — другое. Позже его жизненная позиция дала свои плоды, которые дошли
и до венгерской публики.
Фото: из журнала Szovjet Híradó
от 7 февраля 1965 года
В гостях у Репина в "Пенатах"
второй слева Репин, рядом с ним профессор и художник Матвей Добров, посередине Шаляпин,
справа от него жена Репина

В течение десятилетия Шаляпин строил свой образ великого оперного певца
в венгерских кругах. Корреспонденты газет рассказывали о любых незначительных деталях пребывания «короля оперы» в Будапеште,
начиная с приема на вокзале: в каких гостиницах предоставляли ему ночлег, какие рестораны он любил посещать, по каким улицам столицы
он гулял – и, не в последнюю очередь, журналистские цеха писали и о самих выступлениях. Как говорится в знаменитой фразе Оскара Уайльда, чем больше интересуются личностью художника, тем меньше интересуются его искусством.
Фото: из журнала Film, Színház, Muzsika
от 12 сентября 1970 года
Фото: из журнала Ország-Világ
от 17 апреля 1963 года
Шаляпин в роли Дон Кихота
Фото: из журнала Ország-Világ
от 17 апреля 1963 года
Что касается сценического мастерства и профессионализма венгерская пресса не умолкала в комплиментах в адрес Шаляпина. Хотя статьи и были забиты многими маловажными деталями его гастролей, наибольшее внимание
было заострено на выдающихся качествах певца в управлении своим голосом,
и на том, как он за секунды мог оказаться в центре внимания и овладеть публикой, даже в роли Базилио, который по сценарию не являлся главным героем. Во время первого турне в 1925 г., в газете Az Est («Вечер»)
была опубликована статья, по которой можно судить в каком настроении
принял Будапешт русского артиста:
«Он, звезда старой царской оперы, сбежал от большевиков. Голос Шаляпина
с тех пор гремит на земле, будто бы он был призывным гласом «отца всех русских». <…> В голосе Шаляпина рыдает все земное страдание, в нем
вся темнота мистерии жизни. Таким должен быть зов, который услышит умирающий человек.
Это голос покоя, голос вечности. Такие гиганты рождаются раз в сто лет, и нам надо отдавать себе в этом отчет.
Да поклонимся мы, высокомерные жители Будапешта, без лишних
умствований перед великолепным актером. Оставим критические
замечания для посредственностей
».
Стоит отметить, что Шаляпин знал, как создать себе имидж в прессе.
Он всегда имел хорошие отношения с венгерскими журналистами,
не отказывался от интервью или очередных вспышек фотоаппаратов.

Царь баритонов охотно приглашал представителей прессы побеседовать
с ним в своем гостиничном номере или, в иной раз, у себя в парижском доме.
Весьма необычным является факт, что в Будапеште он даже принимал журналистов в такси по пути в отель, чтобы жители столицы были в курсе самых свежих новостей культуры. Он рассказывал им не только о своих выступлениях и деталях гастролей, из его уст могли прозвучать и философские
мысли о жизни.
Фото: из журнала Szovjet Híradó
от 7 февраля 1965 года
Шаляпин с дочерью
Шаляпин также мог перейти на темы, касающиеся его планов, как например, один раз он рассказал одному журналисту, что по окончании певческой карьеры он купит домик в будайских горах и будет там жить.

Эти слова не стали реальностью, и такие высказывания в адрес представителей прессы были больше похожи на хорошо продуманные комплименты и жесты вежливости. Шаляпин сознательно и с большим мастерством работал
над созданием своего привлекательного имиджа в прессе. Из венгерских статей вырисовывался образ великого артиста и обаятельного человека.


Продолжение следует…
Источники:

- Колонтари Аттила. «Эй, ухнем…» Будапештские гастроли Ф. И. Шаляпина. ЦЕИ. 2021. 4 (13), стр. 273-300

- Венгерские журналы:
Univerzum от ноября 1973 года
Ország-Világ от 17 апреля 1963 года
Fáklyа от 7 августа 1988 года, стр. 23
Film, Színház, Muzsika от 12 сентября 1970 года
Szovjet Híradó от 7 февраля 1965 года