13 венгерских
героев

Ко дню памяти арадских мучеников
05.10.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Революция и национально-освободительная война 1848–1849 гг. — сколь яркая, столь и драматичная страница в истории Венгрии. Она была частью первой в истории Европы континентальной революции, развернувшейся от Испании до границ Российской империи и от Италии до Германии. 6 октября в Венгрии отмечается день арадским мучеников. Об исторических фактах 1848-1849 гг. расскажем вам в нашей статье.
Из первых уст. Историки об истории Венгрии.
Партнерский материал Института славяноведения РАН

Ольга Хаванова
доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению
истории многонациональной Австрийской империи
Венгерское общество весной 1848 г. восторженно приветствовало реформы, отменившие пережитки феодализма и установившие буржуазные свободы. Размах политического движения вынудил Вену санкционировать революционные преобразования, в том числе создание национальной армии гонведов (honvéd — «защитник отечества») На смену эйфории первых месяцев пришли кровавые столкновения с немадьярскими народами, требовавшими признания коллективных национальных прав, масштабное наступление императорской австрийской армии, наконец, интервенция в Венгрию царской армии, направленной Николаем I на помощь союзнику — 18-летнему австрийскому императору Францу Иосифу. 13 августа 1849 г. при Вилагоше (ныне Ширия в Румынии) гонведная армия, потерпев поражение, на почетных условиях капитулировала перед русской армией.
13 казненных генералов гонведной армии, известных как «арадские мученики»
Не прошло и двух месяцев, как страну потрясла жестокость расправы над революционными генералами. Успешные офицеры императорско-королевской армии, перешедшие на сторону революции, они были объявлены предателями и приговорены к смертной казни: Вилмош Лазар, Аристид Дежёффи, Эрнё Киш и Йожеф (Йозеф) Швайдель — через расстрел; Эрнё Пёльтенберг, Игнац Тёрёк, Дёрдь Ланер, Карой Кнезич, Йожеф Надьшандор, граф Карой (Карл) Лайнинген-Вестербург, Лайош Аулих, Яноша Дамьянич и графа Карой Вечеи – через унизительное для офицера повешение. Приговор был приведен в исполнение 6 октября 1849 г. под стенами городской крепости Арада (ныне в Румынии). Вечером горожане в память об убиенных зажгли свечи на месте казни, отслужили молебен за упокой их душ; в городе, на два дня погрузившемся в траур, не работала ни одна лавка. В тот же день предметы, оставшиеся от казненных, превратились в реликвии, часть которых была затем передана в специально созданный музей реликвий.
Композитор Франц Лист посвятил арадским мученикам пронзительное фортепианное произведение «Funérailles – octobre 1849»
Исполнитель: А.А. Володось
Память о мучениках сохранялась благодаря передававшимся из уст в уста историям, песням, портретным изображениям, «тайным», символическим жестам на день 6 октября. Например, у венгров до наших дней не принято чокаться пивом, потому что австрийские палачи после казни пили пиво за удачно проведенную карательную операцию.

Формальное примирение нации с династией наступило в 1867 г. и приняло форму соглашения о преобразовании Австрийской империи в Австро-Венгерскую монархию, где Венгрия получила едва ли не все атрибуты государственного суверенитета и политическую систему, контуры которой были впервые обозначены в 1848 г. По случаю коронации 8 июня 1867 г. венгерской святой короной Франц Иосиф помиловал всех осужденных за политическую или журналистскую деятельность и передал полученные от нации в качестве коронационного подарка 50 тыс. форинтов вдовам и сиротам гонведов, павших в национально-освободительной войне. День памяти тринадцати казненных героев не признавался властями как памятная дата, но с каждым годом отмечался все масштабнее: по всей стране служились мессы, произносились речи, организовывались фестивали хоров и пр. В 1890 г. в Араде открыли памятник Свободе, а в 1893 г. – Музей реликвий.
Страница из «Иллюстрированного расписания уроков»
После Первой мировой войны в Араде, оказавшемся по Трианонскому мирному договору (1920) в Румынии, не могло быть и речи об открытых массовых памятных мероприятиях в день 6 октября. В 1925 г. памятник Свободе был демонтирован. В 1932 г. в ходе археологических раскопок обнаружились останки мучеников, закопанные в основании виселиц и помещенные арадскими венграми в укромное место с той целью, чтобы в лучшие времена перезахоронить их. В Венгрии, напротив, день 6 октября самим фактом казни революционных генералов в оказавшемся за предеами страны Араде служил напоминанием о свершенной над Венгрией исторической несправедливости и был объявлен национальным праздником и каникулярным днем в венгерских школах.
Янош Дамьянич
Столетний юбилей революции праздновался в год, когда к власти в Венгрии пришли коммунисты. Партийным идеологам было совершенно неясно, что делать с арадскими мучениками, которые в большинстве своем принадлежали к аристократии, за исключением Яноша Дамьянича — выходца из простой сербской семьи, дослужившегося до офицера императорско-королевской армии, — которого официальная пропаганда записала в крестьянские герои. Его поведение во время казни традиционно было окружено легендами. Из-за сломанной ноги Дамьянича везли на повозке, к виселице он шел на костылях и стал очевидцем последних минут жизни своих товарищей (его казнили предпоследним.) Презрительные слова Дамьянича, брошенные палачу: «Не задень бороды!», знал каждый школьник.
В целом, для коммунистов день памяти арадских мучеников мало что значил. По случайному совпадению на 6 октября 1956 г. было назначено перезахоронение останков репрессированного в 1949 г. министра внутренних дел Ласло Райка. Исследователи полагают, что это стало катализатором процессов, приведших к революции.

После смены политического строя, в начале 1990-х гг. арадские мученики вновь заняли достойное место в общественном сознании, и во всем ощущалось стремление отдать им дань памяти достойно и эмоционально. 24 ноября 2001 г. венгерское правительство объявило 6 октября днем национального траура в Венгрии и на населенных венграми территориях. В этот день полагается приспускать национальные флаги, вешать на общественных зданиях траурные полотнища и проводить в школах тематические мероприятия. В Румынии в 2004 г. восстановили разрушенный в 1925 г. памятник Свободе в Араде.
Памятник Свободе в Араде
Золтан Катаи
Память о тринадцати венгерских героях хранит и песенная народная традиция. В 70-е годы XIX в. по стране в брошюрах, листовках и списках ходила песня, литературной основой которой считается стихотворение Йожефа Леваи «Арадский день». Песня была чрезвычайно популярна в Венгрии между двумя мировыми войнами, ее пели на сельских праздниках и свадьбах. В наши дни она входит в репертуар фольклорных исполнителей и ансамблей.

Ой, печально светит луч осеннего солнца
В темнице-Араде в крепостное оконце,
По тринадцати витязям плачет, что на заре
Смерть свою встретят в колодце-дворе.

Осудили тринадцать всех по порядку,
Обвинений столько, что и в тетрадку
Не поместились бы, разве только в тома,
По героям свободы Венгрия плачет сама.

Не расстрел ждёт дворянских сынов, а виселица,
Будто всех заставили их понизиться
До титулов воров, бродяг, разбойников,
Пуль расстрельных, как будто они недостойные.

Вот уже и железный замок открывается,
Выходите, мол, венгры-герои, сбывается
То, что суд вам отмерил, прощайтесь друг с другом,
К лучшей жизни идите, петля стянется туго.

Вот и все они вышли без слёз, по-солдатски,
Вот и все попрощались друг с другом по-братски,
И сказали: «Мы к Богу, людей он добрее,
Пусть на Венгрию взор обратит свой скорее».

О, как счастлив тот первый, кого забирали,
Кто всех раньше ушёл в поднебесные дали,
И как мучился тот, кто смотрел на мученья,
Кто последним узнал цену смерти и тленья.

А самым последним был Дамьянич-герой,
Потому что всегда первым вёл он свой строй.
На него был бесчисленно зол немец каждый,
Потому что он немцев громил не однажды.

Он стоял с костылём, и прямее встать силясь,
Будто башня церковная, что покосилась.
Иль похож был на тигра, что в клетке железной
На потеху детишек-немчишек рычал бесполезно.

Гром и молния! Вот эти якобы судьи!
Их громили солдаты мои. И по сути
Благородными были героями, им не чета.
Жить и видеть вот этих? Ну, нет, ни черта!

И он смотрит вокруг, он, что страха не ведав,
Первым был средь своих погибавших гонведов,
И сейчас поле битвы пред ним. И опять
Он готов палачам свой урок преподать.

И на миг задержавшись перед лестницей шаткой,
Обнимает её пред врагом не украдкой,
А чтобы видели все, что сейчас он свободен,
И что Родине он, как и прежде угоден.

А уже суетится палач и с готовой верёвкой
Смотрит как бы накинуть ему её ловко.
И Дамьянич спокойно среди всей суеты
Говорит палачу: «Не задень бороды.»

И пытается вправду палач бороды не задеть,
Будто всё, что сейчас происходит, не смерть.
И глядят австрияки с тупым выраженьем лица
На него храбреца и почти мертвеца.

Крепость Арад, теперь ты останешься крепостью Смерть.
Здесь тринадцать венгерских героев решили посметь
Бой последний дать смерти глумливой самой.
И они победили её. И блажен их покой.
Перевод с венгерского
Леонида и Ольги Володарских