Трилогия Петера Надаша

статья Оксаны Якименко

21.09.2021
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Трилогия Надаша, одно из самых значительных явлений венгерского театра конца 1970-х
гг. – три пьесы «Уборка» (1977), «Встреча» (1979) и «Похороны» (1980). Каждая пьеса –
законченное произведение, но все три пьесы так или иначе связаны между собой.

Подробнее в нашей статье!
Петер Надаш — венгерский прозаик и драматург. Критики относят его то к представителям постмодернизма, то к продолжателям традиций модернизма, считая наследником творческой манеры Томаса Манна и Марселя Пруста.

Его трилогия - одно из самых значительных явлений венгерского театра 1970 г – три пьесы «Уборка» (1977), «Встреча» (1979) и «Похороны» (1980). Каждая пьеса – законченное произведение, но все три пьесы так или иначе связаны между собой...

О каждой из пьес нам рассказала художественный переводчик Оксана Якименко.

Оксана Якименко
Художественный переводчик
Трилогия Надаша
В венгерском языке все три названия – Takarítás, Találkozás и Temetés начинаются на Т. Это еще и отсылка к так называемой «политике трех Т», которую венгерское правительство Яноша Кадара проводило в отношении культуры.

Суть политики состояла в разделении явлений культурной жизни (в том числе, и театральной) на три категории: «запрещенные» - (tiltott), куда попадали авторы, чьи произведения, не отвечали негласным предписаниям и отсылали к нежелательным «империалистическим» художественным направлениям; «поддерживаемые» (támogatott) могли рассчитывать на государственный заказ и различные льготы; пространство между первой и второй занимала третья категория – «терпимые» (tűrt) – для тех, кто мог потенциально переместиться как в ряды обласканных властью художников, так и впасть в немилость. «Уборка» попадает в категорию «поддерживаемых», «Встреча» - «запрещенных», «Похороны» - «терпимых» произведений. Увы, при переводе названий это единнобразие сохранить не удается.

В каждой из пьес на сцене разыгрывается некий обряд: будничные, конкретные действия выходят за рамки своих повседневных значений и, в ткани драмы, обретают свойства ритуала. «Общая характерная особенность всех трех пьес заключается в том, что
персонажи и характеры невозможно рассматривать с традиционной психологически - рациональной точки зрения, но они и не символы» (Эдит Эрдеди, журнал «Тисатай» №8, 1993). В театре Надаша герои часто говорят нечто словно бы не адекватное ситуации –
часто именно затем, чтобы скрыть что-то или дать намек на последующей раскрытие тайны. В пьесах можно заметить переклички с пьесами Жене (например со «Служанками» в случае с «Уборкой»). Важный элемент – ритмическая и музыкальная конструкция пьес. В «Уборке» есть арии, дуэты и трио, «Встреча» - сама по себе тщательно прописанная партитура музыкального произведения (во всех – довольно многочисленных - постановках этой пьесы она неизменно сохраняется). Во всех трех пьесах есть обращение к некоему прошлому, попытка это прошлое оживить, но при этом зритель понимает, что повернуть время вспять невозможно.
Во «Встрече» прошлое оживает в ходе встречи двух героев и заполняет собой все пространство настоящего. Героиня – Мария (40 лет), потомок аристократической семьи, перед Второй мировой войной вышла замуж за богатого еврея (в войну он погиб), осталась одна, в начале пятидесятых пыталась нелегально перебраться в Вену, но ее задержали и посадили в печально знаменитую тюрьму венгерского аналога НКВД. После освобождения она познакомилась с мужчиной, отцом второго персонажа, юноши Фери, который – как Мария выяснила, попав в тюрьму второй раз, - оказался прокурором. Не выдержав мучений возлюбленной мужчина покончил с собой. Обо всем об этом мы узнаем из рассказов Марии, которыми она делится с юношей, несущем в себе черты отца. Цель и смысл встречи – не только мучительное осознание прошлого и переживание его заново, но и примирение, разрешение проблемы. В конце Мария ритуально омывает юношу, очищая его от грехов отца.

В «Уборке» три персонажа занимаются … уборкой: моют и натирают пол, ждут, пока он высохнет. На самом деле это деконструкция традиционной драмы – заряженный пистолет в ящике стола не выстреливает. Но выясняется, что из этого пистолета когда-то застрелился муж хозяйки квартиры, Клары, которая и наняла уборщиков. В пьесе много ритмических переплетений между героями. Уборка как процесс оказывается связана с чувственными переживаниями.

Итогом уборки становится «стирание» воспоминаний и
восстановление изначального состояния. В пьесе есть еще один персонаж – муж Клары на фотографии, который в кульминационный момент «выходит» из изображения, демонстрируя проницаемость временных и пространственных пластов.

«Похороны» - самая абстрактная пьеса из трех, основные смысловые нагрузки перенесены на движение и паузы. Однако Актер и Актриса – не совсем «пустые» персонажи. В ходе действия – разговора двух актеров в нарочито растянутом во времени перерыве между театральными действиями – герои обсуждают, что хотели бы сыграть.
Поскольку заранее прописанных ролей им никто не дал, они пытаются придумать вариант, при котором им обоим удастся сохранить свою идентичность. Они анализируют каждое свое действие и намерение. Завершается действие тем, что Актер отсылает Актрису со сцены, расправляется с двумя изображающими их куклами и сам ложится в один из двух гробов, находящихся на сцене, то есть, в сценическом смысле, умирает. Эту пьесу часто играют танцовщики, т.к. в ней много пластического.