Moscow Music Week: Венгерский шоукейс

интервью с Давидом Бали (HOTS, Венгрия)
01.09.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Cо 2 по 5 сентября в Москве пройдет шестой ежегодный шоукейс-фестиваль Moscow Music Week — по сути, первое крупное музыкальное мероприятие после снятия большинства ограничений из-за пандемии коронавируса. В рамках фестиваля состоится Венгерский шоукейс (Hungarian showcase) и онлайн-трансляция концертов с участием венгерских музыкальных групп The Qualitons, Platon Karataev и Törzs. Проект был подготовлен Венгерским культурным центром и экспортным бюро HOTS (Hungarian Oncoming Tunes). В связи с этим событием мы поговорили с Давидом Бали, руководителем HOTS, о современных тенденциях в венгерской популярной и рок музыке, об участии на шоукейс-фестивалях и какие практики применяются в Венгрии для поддержки музыкантов в период пандемии коронавируса.
В начале сентября три венгерские группы примут участие в онлайн-секции шоукейс-фестиваля Moscow Music Week 2020. Почему сегодня для музыкальных коллективов важно участие в шоукейс-фестивалях, какие перспективы открываются перед ними?
По нашему опыту, готовиться к участию на шоукейсах стоит лишь тогда, когда ты можешь вписать это в свой карьерный план. На примере своих и чужих ошибок стало понятно, что основываться только на успешное концертное выступление было бы недальновидно. Для презентаций на щоукейсах нужен более комплексный подход. Приглашение для участия в таком шоукейс-фестивале еще ничего не означает, а дает лишь нужный толчок, которым надо суметь воспользоваться.

Если исходить из опыта прежних лет, то благодаря грамотным специалистам и работы с прессой, группа легко может сделать нужные дивиденды из участия в шоукейс-фестивалях, монетизировать свой успех и вернуться с турами на рыночной основе. По крайней мере, в докоронавирусном мире эта схема была очевидна.
Platon Karataev – клип на песню «Wide Eyes»
Ты принимал участие во многих европейских шоукейс-фестивалях. Какая самая большая ошибка, которую допускают начинающие или даже опытные исполнители во время своего дебюта на международной сцене?
Как правило, нетерпеливость – худший советчик. Когда проект еще не созрел в головах музыкантов или в целом не готов к испытаниям, а также насколько группа готова правильно оценить ситуацию при отсутствии нужной отдачи. Ни в коем случае не надо торопиться и нагнетать обстановку. Более опытные участники шоукейсов знают, что концерты начинают приносить результаты через 6-8-10 месяцев. Именно поэтому мы не устаём подчёркивать, что самым важным является учитывать особенности конкретного фестиваля, и что может показать конкретный проект, чему может поспособствовать PR-кампания и привлечение нужных контактов. Я считаю, что наша основная задача в предоставлении возможностей, но к этому также относится и подготовка групп, исполнителей, авторов музыки к ситуациям, когда речь идёт о динамично развивающихся рынках, где они заявляют не только о себе, но и представляют музыкальной сцену своей страны.
С какой целью было создано бюро Hungarian Oncoming Tunes (HOTS)?
В рамках программы по поддержке венгерской популярной музыки «Hangfoglaló» (тогда еще Cseh Tamás Program) при Национальном фонде культуры (NKA) и по совету Жольта Байнаи была создана специальная структура, поддерживающая экспорт венгерских исполнителей на ведущие шоукейс-фестивали Европы: Eurosonic, MENT и Tallinn Music Week. В нашу организацию входят ведущие представители букинг-агентств (Gold Record и New Beat), музыкальных издательств, клубов и фестивалей (Campus и BuSh). За счет создания собственной некоммерческой организации MANK наше экспортное бюро обладает собственными бюджетными средствами. В этом году мы отмечаем четырехлетие нашей организации. Наши гранты на зарубежные туры, PR-кампании и визит специалистов на шоукейс-фестивали находятся в свободном доступе на платформах Национального фонда культуры. Помимо этого при помощи шорт-листа HOTS мы ежегодно поддерживаем стратегическое экспортное развитие четырех венгерских групп. Дважды в год триста венгерских специалистов в области музыки выбирают лучшие музыкальные коллективы страны для представления на зарубежных шоукейс-фестивалях. Для первой десятки наше бюро предоставляет дополнительные возможности, оказывает профессиональную помощь в сотрудничестве со своими партнерами и защитниками авторского права.

Наша цель была в том, чтобы наглядно продемонстрировать ту смену поколений в венгерской поп культуре, которая произошла за последние 5-6 лет и где представители новой музыкальной сцены смело принимают свои культурные коды (в музыке и в текстах), а также готовы передать духовные настроения целого поколения.
Выступление группы Törzs в пещере Барадла
На протяжении долгого времени российский рынок популярной музыки находился в тени западной, но в настоящее время всё больше венгерских групп подают заявки на концерты в России. Как это отображается в цифрах и чем, на твой взгляд, обусловлен возрастающий интерес к России?
Международные доходы от авторских гонораров подтверждают, что российский и азиатский рынки в одинаковой мере показывают возрастающий интерес к музыкальным коллективам из Центральной и Восточной Европы: общим для этих рынков является то, что организаторы фестивалей и концертов куда охотнее берутся за работу со свежими и начинающими проектами вместо того, чтобы в пустую прокручивать артистов, поймавших «звезду» на своем замкнутом внутреннем рынке. Согласно данным Artisjus (Венгерская ассоциация по охране авторских прав), в 2019 году в российско-азиатском регионе, по сравнению с предыдущим годом, на 200% вырос доход от авторских гонораров, в то время как доходы на механические права увеличились на 119%. Это в целом делает весь регион одним из самых динамично развивающихся. Так, во всех смыслах это предполагает взаимный интерес: сами исполнители и группы охотно инвестируют в этот рынок и видят, что теми же усилиями могут достичь гораздо большего, чем на переполненном западном рынке. В то же время принимающая сторона тоже ценит вложенную работу и лояльность.
Пандемия коронавируса вызвала немедленную и полную остановку в области фестивалей и живой музыки, что сильно повлияло на работу специалистов из музыкальной и смежных с ней индустрий. Как на это отреагировал венгерский рынок популярной музыки и какие лучшие практики были применены до сегодняшнего дня?
На этот вопрос, к сожалению, нет однозначного ответа в том смысле, что, как и во всех отраслях, идти пришлось по нехоженой дорожке, где наши пожелания встретились с множеством препятствий. Прослеживается тенденция, что сами музыканты проводят это время за написанием песен, систематизацией и укреплением своих позиций в цифровом пространстве, чтобы сохранить связь со своей публикой. Но лично я думаю, мы всё-таки счастливчики, что во время написания этих строк мы все еще можем проводить концерты для аудитории до 500 человек.

Разумеется, смежные с музыкальной индустрией отрасли претерпели бóльшие потери, и, хотя для самих участников было объявлено множество «спасательных» грантов, их число не может коррелировать ни с реальными убытками, ни с запланированными на этот год показателями прироста. Особенно это ощущается в секторах, где растёт число тех, кто вынужден оставить карьеру. В то же время это вызов международного масштаба, применимо к которому мы не нашли лучших практик даже после проведения ряда консультаций по кризисному управлению с ассоциацией ЕМЕЕ (Еuropean Music Еxporters Еxchange). В рамках проекта «Hangfoglaló» мы попытаемся создать такие условия и гранты, которые помогут сохранить отраслевую занятость, и создать структуру, в рамках которой профессионалы могли бы делиться своими навыками и знаниями в сложившихся кризисных условиях.
The Devil's Trade – клип на песню «The Call Of The Iron Peak»
Что сейчас с клубами и фестивалями? Что ты думаешь насчёт т.н. «складских концертов», которыми сейчас в Венгрии пытаются восстановить активную концертную жизнь?
Со стороны клубов и фестивалей мы постоянно получали сводки об обстановке, старались с первых дней пандемии рассылать опросники, благодаря которым могли получать всеобъемлющую картину о размерах потерь – хотя уже видно, что убытки весны и лета неоценимы. В рамках программы «Hangfoglaló» Национального фонда культуры в начале августа мы смогли объявить конкурс, направленный на поддержку клубов. Согласно плану о поддержке клубов скоро сделает объявление и Литературный музей Петёфи (PIM): в обоих случаях клубы смогут как можно быстрее получить необходимую им помощь. Коллегия фестивалей Национального культурного фонда также скоро объявит о своей программе поддержки фестивалей – этому поспособствовал подробный обзор о финансовых потерях данного сектора, подготовленный Советом фестивалей. Знаю, эти меры не решат проблему, но я буду доволен, если они смогут хоть немного уменьшить ущерб без того, чтобы участникам этой индустрии пришлось выйти из зоны комфорта.

С форматом «складских концертов» лично я не согласен. Многие надеются таким образом протянуть руку помощи индустрии, одновременно возлагая всю ответственность на самих субъектов этого формата. С началом пандемии мы стали страной листингов и списков, и каждому участнику нужно легитимизировать свою деятельность, а они занимаются все тем же – играют музыку. Благодаря совместному гранту Литературного музея Петёфи и А38 уже более 1000 авторов получили возможность для видео- и звукозаписи. У нас также был объявлен конкурс, в рамках которого мы поддержали производство более 100 видеоматериалов. Эта мера, конечно же, не может заменить живое выступление и не обеспечивает моментальную помощь работникам смежных отраслей.
Насколько в будущем изменится рынок популярной музыки и к чему следует готовиться музыкальным коллективам?
Судя по примеру предыдущих месяцев, думаю, грядёт время взгляда вовнутрь, что укрепит общественное сознание: музыканты и специалисты в области музыки сейчас сконцентрированы на вдохновение друг другом. В условиях отсутствия международных концертных туров это сможет повлиять на то, чтобы современная популярная сцена Венгрии зазвучала более целостно. Поскольку мы – страна с маленьким внутренним рынком, самых больших успехов заграницей добиваются уникальные по стилистике или субжанровые артисты. Эти артисты отражают настроения своего поколения и общества, которые несравнимы с тенденциями в других странах. Сами авторы песенных текстов становятся хроникерами нашего времени и могут внести вклад в смену стереотипов.

Я также надеюсь на поддержку самой аудитории. Речь идет о покупке билетов на концерты (до 500 человек), музыкальных пластинок и мерчендайза. Важно, чтобы музыканты могли надеяться на помощь тех, кто встает и засыпает с их музыкой.
Какие венгерские музыкальные коллективы сейчас самые успешные на международной арене?
Это сложный вопрос. В таких ситуациях я чувствую себя плохим классным руководителем. Мерилами успеха могут считаться и такие на первый взгляд обыденные вещи как: выход самого концептуального альбома группы Devil's Trade на музыкальном лейбле Season of Mist, международный радийный успех и популярные Spotify-плейлисты группы Belau, или способность группы Platon Karataev наращивать свою армию поклонников даже во время пандемии. К таким успехам я бы отнес нашумевший тур группы Harmed, победителей Music Moves Europe Talent Awards, или выступление группы The Qualitons на KEXP, а также азиатские выступления группы Bohemian Betyars. Помимо вышеперечисленных исполнителей стоит выделить и тех, кто на протяжении последних лет и десятилетий активно присутствует на электронной, рок, метал, инди, фольклорной или джазовой сцене. Но здесь я счел нужным отметить именно те группы, с которыми мы активно сотрудничали в рамках HOTS.
Выступление группы The Qualitons на KEXP
Можешь выделить несколько таких молодых групп, которые, по твоему мнению, могут в будущем стать успешными и на международной арене?
Я действительно очень плохой классный руководитель, но мне нравится каких успехов добивается в Германии группа Jazzbois, как становится все более космополитичной Babé Sila, что после долгих лет упорной работы Devil's Trade наконец-то получил то признание, которое заслуживал, что группа Törzs смогла внести новую кровь в венгерский пост-рок. Я также связываю много надежд с группами Déva, Saya Noé и Mordái. Но я повторюсь, меня не должна интересовать судьба отдельно взятой группы. Моя задача состоит в том, чтобы у наших музыкантов всегда была возможность идти дальше и развиваться, вдохновлять друг друга на творчество и успех.
Saya Noé – клип на песню «Free»