5 венгерских композиторов ХХ века

от неоромантиков до минималистов
15.05.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Многие любители классической музыки хорошо знакомы с творчеством таких великих венгерских композиторов, как Ференц Лист или Бела Барток. Музыкальным педагогам, вероятно, знаком «метод Кодая», а знатоки оперы наверняка слышали произведения Ференца Эркеля. Но как обстоят дела с современной венгерской академической музыкой второй половины ХХ века? На этот вопрос мы постараемся дать ответ, представив 5 венгерских композиторов разных стилей и направлений.
Дёрдь Лигети (1923-2006) – «композитор, чьим именем должны назвать тупик»
Дёрдь Лигети – один из самых видных западноевропейских композиторов второй половины XX века. Родившись в Трансильвании, Лигети уже с детства интересовался венгерским и румынским фольклором и изучал наследие Белы Бартока. В разгар Второй мировой войны он переехал в Будапешт, где был арестован из-за своего еврейского происхождения и отправлен на принудительные работы. После окончания войны Лигети пишет оркестровые работы и все больше увлекается фольклором. Однако тесные рамки социалистической Венгрии вынуждают его эмигрировать в Австрию в 1956 году. В это время он знакомится с немецким композитором Карлхайнцом Штокхаузеном и начинает работать в области электронной музыки. В 60-е годы он входит в круг композиторов-авангардистов, работает с сонорной техникой композиции и изобретает свою технику микрополифонии. Его самые известные произведения этого периода – оркестровые композиции «Видения» (1959) и «Атмосферы» (1961). Суть и новаторство новой техники Лигети состоят в открытии красочных тембральных оркестровых решений и чрезвычайно сжатом расположении голосов по высоте. В середине 60-х он создал одно из самых грандиозных произведений XX века – «Реквием», фрагменты которого были использованы в фильме «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. В 1977 году Лигети написал оперу «Великий Мертвиарх», в которой он развил идеи полистилистики, музыкального коллажа и театра абсурда. Впоследствии эта опера стала одним из самых исполняемых произведений композитора. В поздний период своего творчества Лигети начал разрабатывать собственную ритмическую систему, продолжил изучение венгерской народной музыки и обратился к истокам неоромантизма рубежа XIX-XX вв. Лигети на протяжении всей своей жизни активно занимался музыковедческой и теоретической деятельностью. Существует легенда, что Лигети однажды спросили, какую улицу назвать в его честь. «Это однозначно должен быть тупик», – ответил композитор.

Сын Дёрдя Лигети Лукас – джазовый музыкант, увлекающийся африканской музыкой и cотрудничающий с нью-йоркскими фри-джазовыми музыкантами.


Дьердь Лигети
«Великий Мертвиарх» в исполнении Лондонского симфонического оркестра и канадской оперной певицы Барбары Ханниган
Дёрдь Куртаг (1926-) – «композитор малых форм и емких метафор»
Начальный этап творчества композитора Дёрдя Куртага похож на творческий путь его друга и коллеги Дёрдя Лигети. Он также, как и его тёзка, родился в Румынии в венгерской семье, в 40-е перебрался в Будапешт, а в 50-е эмигрировал на Запад, правда, вскоре оттуда вернулся на родину. Преподавателями Куртага были выдающиеся венгерские музыканты и теоретики того времени: фортепиано он учился у Магды Кардош (ученица Белы Бартока) и Пала Кадоши; композиции у Ференца Фаркаша, а камерному исполнению у Лео Вайнера – одного из ведущих музыкальных педагогов первой половины XX века. В 50-е годы в Париже его наставниками становятся Оливье Мессиан и Дариюс Мийо. На творчество Куртага во многом повлияло его происхождение, дух и культура Центральной и Восточной Европы, а также русские композиторы ХХ века. Вдохновляло его также творчество Белы Бартока, Антона Веберна и новаторские идеи Штокхаузена. Одним из основных инструментов композитора являются работа с языком, литературой и поэзией, где музыка и слова создают особые аллюзии. Куртаг любил работать с текстами Аттилы Йожефа, Яноша Пилински, Франца Кафки, а также Анны Ахматовой. В его музыке преобладают малые формы и емкие звуковые метафоры. Дёрдь Куртаг работал в паре со своей супругой, пианисткой Мартой Куртаг. Вместе с ней он записал множество пластинок, в том числе свой многолетний проект «Игры», состоящий из цикла миниатюр для фортепиано. Международную известность Куртагу принесло произведение под названием «Послания покойной Р.В. Трусовой». В основе этой композиции цикл стихотворений советской поэтессы Риммы Далош, уехавшей в Венгрию в 1970-е годы. Сегодня Куртага почитают как одного из крупнейших и наиболее самобытных композиторов второй половины ХХ века. Сын Куртага Дёрдь Куртаг-младший – композитор и исполнитель современной электронной музыки. В прошлом году при поддержке Венгерского культурного центра он выступал в составе коллектива Moment's Notice в Москве и Санкт-Петербурге.

Дьердь Куртаг
Дёрдь и Марта Куртаг исполняют фрагменты из цикла миниатюр для фортепиано «Игры»
Петер Этвёш (1944-) – «один из главных оперных композиторов наших дней»
Петер Этвёш – один из самых известных ныне живущих венгерских дирижёров, музыкальных теоретиков и оперных композиторов. Этвёш был учеником венгерского композитора и педагога Золтана Кодая, разработавшего свою собственную систему музыкального образования, известную как «метод Кодая». Cтажировку Этвёш проходил в Кёльнской Высшей школе музыки, где познакомился с веяниями новой музыки. С 1979 по 1991 гг. он руководил французским инструментальным ансамблем современной музыки Ensemble intercontemporain. Этвёш написал значительное количество оркестровых и инструментальных композиций, в том числе для необычных инструментов и нестандартных составов. Однако всемирную известность и международное признание ему принесли оперные произведения «Три сестры», «Ангелы в Америке», «Любовь и другие демоны» и т.д. В 2019 году в екатеринбургском театре «Урал Опера Балет» состоялась российская премьера оперы «Три сестры». Мировая премьера прошла на 20 лет раньше, в 1998 году, в Лионской Опере под управлением легендарного дирижера и художественного руководителя Кента Нагано. В Будапештской Опере «Три сестры» была представлены в постановке выдающегося венгерского кинорежиссера Иштвана Сабо, обладателя премии «Оскар» за фильм «Мефисто». Помимо активной педагогической деятельности Этвёш основал собственный институт и фонд для поддержки молодых композиторов и дирижёров. Этвёш является почетным гражданином Будапешта, обладателям венгерской национальной премии им. Кошута, а также международных наград Grand prix de la critique (1998), Frankfurter Musikpreis (2007), Royal Philharmonic Society (2008) и т.д. В этом году опера Этвёша «Три сестры» была номинирована на премию «Золотая маска». Прочитать интервью с композитором можно здесь.

Петер Этвёш
«Скольжение орла в облаках» в исполнении Симфонического оркестра Франкфуртского радио, дирижер Петер Этвёш
Ласло Шари (1940-) – «автор симфонии поездов»
Одним из самых значимых академических музыкальных движений Венгрии 70-х гг. была т.н. «Новая музыкальная студия», куда входили Петер Этвёш, Золтан Кочиш, Золтан Йенеи и другие ведущие венгерские композиторы. Одним из ярких представителей этого поколения был и Ласло Шари. Основное влияние на формирование его творчества оказала методика американского композитора-экспериментатора Крисчена Вулфа. Шари познакомился с ней на дармштадтских курсах новой музыки. В это же время он разработал свою систему креативных музыкальных и вокальных упражнений, которые вскоре получили название «метод Шари». Метод, который сейчас применяют и в театрах, был направлен на развитие навыков импровизации и концентрации. С 1980 года Шари активно сотрудничает с театрами, а с 1990 года становится музыкальным руководителем будапештского театра им. Йожефа Катоны. В конце 90-х изучает традиционный японский театр, танец и музыку. Шари, как и его современники, охотно писал сочинения на стихи венгерских классиков ХХ века, много экспериментировал с формой и звучанием различных экзотических инструментов. Написанная в 1998 году под стук поездов симфония «Локомотив» получила третье место на Международном конкурсе электроакустической музыки (IREN). Шари также часто называют главным минималистом социализма.

Ласло Шари
Ласло Шари – Канон для восходящего солнца
Тибор Сэмзё (1955-) – «минималист, озвучивший трактаты Витгенштейна»
Тибор Сэмзё – один из самых необычных современных венгерских композиторов-минималистов. Сэмзё учился музыке по «методу Кодая» и прошел путь от увлечения Джимми Хендриксом, Джоном Колтрейном и Чарльзом Мингусом до своего главного кумира молодости Стива Райха. В 1979 году собрал свой первый музыкальный ансамбль «Группа 180» (180-as Сsoport). Это был один из самых уникальных коллективов Центральной и Восточной Европы, известный своими исполнениями венгерских минималистов, работ Джона Кейджа и Стива Райха. После распада группы Сэмзё создает музыкальные композиции в редком жанре мелодекламации. Композитор читает литературные произведения под музыку, а чтение сопровождает показом своих собственных документальных фильмов. В 1998 году основал свой новый международный камерный ансамбль The Gordian Knot. Тибор Сэмзё много работает в тандеме с кинорежиссером-документалистом Петерем Форгачем и пишет музыку для черно-белых любительских фильмов довоенного времени. Одним из самых известных произведений Сэмзё является «Tractatus» – сюжетно-камерная композиция, написанная на логико-философские трактаты Витгенштейна. В последние годы композитора всё больше интересует работа над фильмами. Его полнометражный фильм «Гость жизни – Легендарный Чома», который состоит из документального материала, анимации и съемки на 8-миллиметрую пленку, был сделан в Тибете и принёс ему специальный приз кинофестиваля в Локарно. Тибор Сэмзё также является одним из любимых композиторов американского кинорежиссера Терренса Малика. При поддержке Венгерского культурного центра в Москве Тибор Сэмзё неоднократно выступал в России, его интервью для cайта colta.ru можно прочитать здесь.

Тибор Семзё
Концерт Тибора Сэмзё в КЦ ДОМ (Москва, 2018)