Течение времени
Интервью с венгерским фотографом Петером Корнишем
Петер родился в Трансильвании, в городе Коложваре. Поворотным моментом для него стала поездка в небольшую венгерскую деревню Сек в Трансильвании по приглашению его друга. Хотя Клуж, где прошло его детство, находился всего в 67 километрах от этой деревни, Корниш ничего не знал о богатой народной культуре этого региона. Вот почему первое знакомство с уникальной культурой Сека в танцевальном доме - táncház - так его поразило.
Эта поездка кардинально изменила творческий путь фотографа. В течение следующих десятилетий его целью было показать исчезающие традиционные культуры Трансильвании и всего Карпатского бассейна, сохранить их для будущих поколений и уберечь от забвения.
Петер, в Музее Росфото в Санкт-Петербурге открылась ваша персональная выставка. Ваши работы выставляются в России впервые?
Нет, моя первая персональная выставка состоялась в 1979 году в Москве в «Доме Дружбы». Я был глубоко потрясен, узнав, что выставку будет открывать Дмитрий Бальтерманц, известный во всем мире как крупнейший советский военный фотокорреспондент. Его выставку в Нью-Йорке рекламировали как выставку «советского Роберта Капы».


Какие впечатления у вас остались после поездки в Советский Союз?
В течение 30 лет я работал в крупнейшем венгерском журнале для женщин Nők lapja, у которого были хорошие отношения с московским журналом «Советская женщина», поэтому во время моих поездок в СССР его редакция мне активно помогала.

В то время я довольно хорошо говорил по-русски в силу большого количества поездок. Моя первая обложка для журнала была сделана в Третьяковской галерее, но я побывал также в Ленинграде, Киеве и в таких отдаленных частях Союза, как Таджикистане, Казахстане и Узбекистане.

К сожалению, возможности для фотографирования в Союзе всегда были ограничены, но, несмотря на это, я всегда возвращался домой с массой впечатлений и новых знакомств.
Петер, Вы также побывали в Сибири, среди родственных венграм ханты и манси.
В 1991 году, уже после смены режима, я как свободный фотограф работал для итальянского AIRONE и французского GEO.

Нам повезло, что наш бюджет, мой и моей финской коллеги-журналиста, позволил арендовать нам вертолет и провести несколько недель среди оленеводов ханты манси. Мы жили вместе с ними в их чумах, сопровождали их, когда они перегоняли на новые пастбища 5-тысячные стада оленей, растянувшиеся на многие километры. Это был невероятный опыт - провести так много времени вместе с ними в их повседневной жизни. Меня поразило тогда, что эти оленеводы из Сибири знали о языковом родстве гораздо больше, нежели мы, венгры. Помню, что я пришел в замешательство, когда одна из девочек ханты с гордостью перечислила наши общие по происхождению слова, и с какой гордостью она говорила о нашем родстве!
Знаете ли Вы, как сложилась судьба ваших героев?
Забавно, что именно с моей первой героиней - девушкой на обложке «Nők lapja» - мы поддерживаем теплые отношения до сих пор. С Мариной мы познакомились в 1961 году в Москве. Будучи студенткой финно-угорского отделения, она в то лето работала гидом. Затем она вышла замуж за итальянского студента Рензо, они переехали в Италию и счастливо живут в Милане. В прошлом году в Италии, на открытии моей выставки в Museo di Roma in Trastevere, мы встретились все вместе - Марина, ее супруг Рензо, я и моя супруга.
Марина на обложе журнала Nők lapja
Марина в поезде с венграми
Марина и ее супруг Рензо
Любопытно, что именно Марина, приехав в 2018 году в Будапешт, посетила мою выставку в Национальной галерее, посоветовала выставку своей подруге-искусствоведу из Москвы, и та затем рекомендовала ее директору Музея Росфото Захару Коловскому. Так возникла идея проведения моей выставки в Санкт-Петербурге. С Мариной и ее супругом мы запланировали совместный ужин в Санкт-Петербурге по случаю открытия выставки, но вмешалась пандемия… Выставка состоится, но вот поднять бокалы вместе нам не получится, придется праздновать на расстоянии…
Что можете сказать о своей выставке, чем она уникальна?
Я могу назвать себя счастливчиком, потому что как фотограф я был свидетелем последнего десятилетия традиционной крестьянской культуры Восточной Европы и ее постепенного исчезновения. Я стремился показать этот процесс через судьбы людей. Выставка впервые была выставлена в 2017 году в Венгерской национальной галерее, затем в Праге, Бухаресте, Братиславе, Клуж-Напоке и в прошлом году в Риме. Надеюсь, что и в Санкт-Петербурге она вызовет живой интерес публики.


Каков ваш главный совет начинающим фотографам?
Разумеется, необходимо освоить «профессию», хотя, по сравнению с прошлыми годами, многое за нас сейчас делают фотоаппараты. Сегодня наибольшее значение имеет мысль, послание, что мы хотим донести, выразить нашими снимками. Мой главный совет - фотографируйте то, что хотите сказать, выражайте посредством фотографий то, что чувствуете. Тогда точно фотография будет приносить удовольствие.