«Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть»: жизнь Андре Кертеса

29.05.2019
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Что сделало венгерского фотографа Андре Кертеса одним из крупнейших мастеров мировой фотографии? Неиссякаемая любознательность, особенное видение мира, умение находить прекрасное и необычное в повседневной жизни? Или же изысканная простота и выверенность композиции, игра света и тени, необычные ракурсы, неожиданный фокус?

Мы часто говорим, что фотографии – это застывшее время. О фотографиях Кертеса хочется сказать, что на них времени вообще нет: настолько совершенна и гениальна структура каждого снимка.
Людмила Веконь
Филолог, гид
1

Фотография глазами ребенка и юноши

Андре Кертеш. Друзья. Эстергом, Венгрия. 3 сентября 1917/1967
© Ministère de la Culture - Médiathèque du Patrimoine, Dist. RMN-Grand Palais / André Kertész Courtesy of André Kertész Memorial Museum, Szigetbecse, Hungary
Андор Кертеc родился 2 июля 1894 года в Будапеште в небогатой еврейской семье. Отец Андора, Липот Кон, был продавцом книг и биржевым маклером, а его мать Эрнестин Хоффманн помимо воспитания трех своих сыновей успевала вести дела в кофейной лавке.

С шести лет Андор часто гостил у родственников в расположенной вниз по течению Дуная деревушке Сигетбече. Именно на чердаке сигетбечского дома Андор однажды наткнулся на старую подшивку немецких газет Die Gartenlaube, иллюстрированных фотографиями гравюр и литографий. Позже Кертес назвал эту находку своим первым глубоким эстетическим впечатлением, повлиявшим на его дальнейшее творчество.
C 1867 по 1918 годы в Венгерском королевстве была развёрнута политика по ассимиляции невенгерских меньшинств, поэтому родители взяли венгерскую фамилию Кертес.
29/05-01/09
Выставка фотографий Андре Кертеша
119 фотографий были собственноручно отобраны автором незадолго до смерти. В выставку вошли фотоснимки, сделанные Кертешем в период с 1912 по 1984 годы - в том числе самые известные работы.
В 1912 году Андор окончил коммерческое училище и в том же году начал работать клерком в банке Будапештской фондовой биржи. Однако однообразная карьера финансиста абсолютно не прельщала восемнадцатилетнего Андора. И на свою первую зарплату он сразу же купил фотокамеру, которая запечатлела множество сюжетов сигетбечской серии.
2

Первые известные фотоснимки

С началом Первой мировой войны Кертес отправился на фронт добровольцем Вооружённых сил Австро-Венгерской империи. Сражаясь на польском и русском фронтах, он фотографировал товарищей по оружию, крестьян, опустевшие деревни и пашни, окопы и блиндажи.

Война стала для Кертеса глубоким душевным и физическим потрясением: в 1915 году его служба была прервана тяжёлым огневым ранением в грудь, на реабилитацию ушло более года. Во время пребывания в госпитале Эстергома он сделал свой первый известный снимок – «Пловец под водой».
Андре Кертеш. Пловец под водой. Мала бассейн, Эстергом, Венгрия. 31 августа 1917/1967
© Ministere de la Culture – Ministère de la Culture - Médiathèque du Patrimoine, Dist. RMN-Grand Palais / André Kertész Courtesy of André Kertész Memorial Museum, Szigetbecse, Hungary
После выздоровления Кертес продолжил свою прежнюю работу биржевым маклером, при этом, посвящая всё свободное время фотографированию родного города.

Летом 1921 года Кертес создал свою новую известную работу «Слепой музыкант», а год спустя – два других замечательных снимка: «Тёрёкбалинт после летнего полдня» и «По дороге домой», закрепившие его растущую репутацию.
3

Париж: увидеть и сфотографировать

«Я просто гуляю, наблюдая за объектом с разных сторон, пока элементы не складываются в композицию, которая радует мой глаз»
Андре Кертес
В сентябре 1925 года Андор Кертес переезжает в Париж и окунается в новую жизнь. Венгерское имя Андор он меняет на французское имя Андре.

Именно Париж принёс ему дружбу со многими художниками, писателями и кинорежиссерами авангарда. Молодой, но подающий надежды фотограф стал фотолетописцем жизни парижской богемы 1920-х и 1930-х годов. Среди близких друзей, которые неоднократно оказывались перед объективом его фотокамеры, были всемирно известные люди – Пит Мондриан, Фернан Леже, Марк Шагал, Сергей Эйзенштейн.

Кертес изучал Париж, посещая его кафе и парки, разглядывая плакаты и витрины магазинов или просто следя за городской жизнью из окна своего дома. Кертес умел находить поэтичное даже в самом обыденном.
4

«Мы все обязаны Кертесу»

Кертес успешно сотрудничал со многими французскими издательствами и считался одним из лучших парижских фотографов. Он оказал заметное влияние на многих коллег, ставших впоследствии знаменитыми: не без его содействия взялся за камеру Дьюла Халас, более известный под псевдонимом Брассай. «Мы все обязаны Кертесу», — говорил Анри Картье-Брессон, в то время молодой и никому не известный парижский студент.
В студии Мондриана. Париж, Франция. 1926/1967
© Ministère de la Culture - Médiathèque du Patrimoine, Dist. RMN-Grand Palais / André Kertész Courtesy of André Kertész Memorial Museum, Szigetbecse, Hungary Szigetbecse, Hungary
Прошло совсем немного времени, и снимки Кертеса стали появляться в ведущих газетах Европы. Он сотрудничал с такими серьезными изданиями, как The Times, Frankfurter Illustrierte, Berliner Illustrierte, Nationale de Fiorenza, Sourire, UHU, Art et Medicine. За восемь лет сотрудничества с французским фотожурналом VU Кертес выпустил более 30 фотосерий, ставших основой репортажного жанра фотографии.
Первая персональная выставка Кертеса (кстати сказать, это была одна из первых персональных фотовыставок в мире) состоялась в 1927 году в авангардной парижской галерее «Весна священная» (Sacre du Printemp) и стала долгожданным и заслуженным признанием его новаторского вклада в фотоискусство.
5

Крах американской мечты Кертесов

В 1936 году Кертес принял предложение американского агентства Keystone Studios и вместе со своей супругой Эржебет они уехали в США. Увы, Нью-Йорк встретил именитого европейского фотографа довольно холодно – Кертесу пришлось заново завоёвывать признание коллег и критиков.

Когда годовой контракт Кертеса с Keystone Studios истек, и пара собралась возвратиться во Францию, разразилась Вторая мировая война. Но так как Венгрия участвовала в войне на стороне Германии, у Андре и Эржебет возникли проблемы с оформлением паспортов.
Андре Кертеш. Мартиника. 1972
© Ministère de la Culture - Médiathèque du Patrimoine, Dist. RMN-Grand Palais / André Kertész Courtesy of André Kertész Memorial Museum, Szigetbecse, Hungary Szigetbecse, Hungary
Из-за незнания английского языка, отсутствия друзей, холодности коллег и нехватки денег Кертес считал себя неудачником. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Керетсу пришлось забыть о творчестве и начать брать коммерческие заказы.

И все же в 1938 году Кертес создает альбом работ Роберта Капы и Герды Таро «Смерть в процессе создания» (Death in the Making) о гражданской войне в Испании. В том же году работы Кертеса были представлены на масштабной выставке фотографии 1839-1937 годов в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а в 1945 году издан первый американский фотоальбом Кертеса «Дни Парижа», получивший большой успех.
Гражданство США Кертесы получили только в 1944 году.
6

Спасение из прошлого

Кертес продолжал время от времени выставлять свои работы, но без особого успеха. От репутации великого фотографа мало что осталось – в 1955 году один из наиболее влиятельных мастеров фотографии XX века Эдвард Стейхен не включил работы Кертеса в свою знаменитую экспозицию «Род человеческий», где были представлены работы 273-х авторов из шестидесяти восьми стран.

К счастью, в 1963 году нашелся архив фотографий Кертеса раннего периода, который до этого считался пропавшим. Андре начал увлеченно разбирать и публиковать вновь обретенные работы.
Андре Кертеш. Слепой музыкант. Абонь, Венгрия. 19 июля 1921
© Ministère de la Culture - Médiathèque du Patrimoine, Dist. RMN-Grand Palais / André Kertész Courtesy of André Kertész Memorial Museum, Szigetbecse, Hungary
В 1964 году директор Музея современного искусства в Нью-Йорке (The Museum of Modern Art) Джон Зарковский устраивает персональную выставку Андре Кертеса, и дела уже немолодого фотографа снова начинают понемногу идти в гору. С начала 1970-х годов его выставки проходят в лучших галереях по всему миру. А сам Андре Кертес продолжает активно работать и выпускает фотоальбомы J'aime Paris (1974), Of New York (1976), Distortions (1976).
7

Прощальные фотоснимки

В 1977 году от рака умерла жена Кертеса. В 1979 году, пытаясь справиться с депрессией, фотограф начал работать с новой камерой фирмы «Полароид». Результатом этой работы стала серия чудесных снимков – светлых и лёгких, как его воспоминания об Эржебет, жизни, любви и памяти.

Андре Кертес умер 28 сентября 1985 года у себя дома в квартире на Пятой авеню. Он ушел из жизни во сне в возрасте 91 года. Его прах был захоронен рядом с прахом его преданной и горячо любимой жены. Все фотонегативы, письма и документы он завещал французскому государству.
Андре Кертеш. Автопортрет. Париж, Франция. 1927/1967
© Ministere de la Culture – Mediatheque du Patrimoine, Dist. RMN-Grand Palais / André Kertész Courtesy of André Kertész Memorial Museum, Szigetbecse, Hungary
За свой вклад в искусство фотографии Кертес был удостоен множества регалий. Американское общество «Друзья фотографии» присудило ему премию «Выдающаяся карьера», Международный центр фотографии присвоил титул «Мастер фотографии». Наиболее значимой стала высшая награда Франции – Орден Почетного легиона в 1983 году. Пиком популярности стало приобретение ста работ фотографа музеем искусства Метрополитен в Нью-Йорке.
29/05-01/09
Выставка фотографий Андре Кертеша
119 фотографий были собственноручно отобраны автором незадолго до смерти. В выставку вошли фотоснимки, сделанные Кертешем в период с 1912 по 1984 годы - в том числе самые известные работы.