Известный неизвестный архитектор Шанхая

архитектурное наследие Кароя Гонда
22.06.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
В статье «5 известных венгерских архитекторов», добившихся успехов за пределами
Венгрии, мы упоминали Ласло Худьеца – одного из главных архитекторов Шанхая межвоенного периода. В наш список тогда не вошел Карой Гонда - еще один не менее талантливый архитектор финансовой столицы Китая. Неудивительно, ведь и в Венгрии о нем узнали относительно недавно.
В нашей статье, опубликованной в рамках проекта «Год венгерского дизайна», мы расскажем вам, кем был этот таинственный венгерский архитектор и чем его наследие примечательно сегодня.

В прошлом году практически из ниоткуда появилось имя Кароя Гонда
(Gonda Károly)
- венгерского архитектора, который значительно повлиял на современный облик Шанхая. Случилось это благодаря конференции, проведенной в честь другого венгерского мастера.

2018 год был объявлен годом Ласло Худьеца – венгерско-словацкого архитектора, известного на весь мир такими cимволическими зданиями, как шанхайский «Парк Отель» или особняк «Вукан». После одной из конференций в Генконсульство Венгрии в Шанхае постучались архитектор Хуа Сяохонг и журналист Мишель Киао и cообщили о том, что существует еще один выдающийся венгерский архитектор, работавший в Шанхае. Вернее, предполагали, что он был венгром. На тот момент это стало сенсацией, ведь речь шла об авторе главного кинотеатра, крупнейшего универмага Шанхая, а также других культовых зданий межвоенного периода. Он также создал проект здания на Набережной Вайтань (иначе Бунд), где расположен самый известный и самый фотографируемый архитектурный ансамбль Шанхая. На многих зданиях Кароя Гонды можно увидеть памятную табличку с именем архитектора «Gonda» либо в китайском варианте – «Хонг да».

Эта новость вызвала настолько большой резонанс на родине, что Национальный Архив и Архивный институт Венгрии в Вене сразу же приступили к поискам загадочного венгерского архитектора.

Фотографии любезно предоставлены Генконсульством Венгрии в Шанхае Иточник: GONDA – Sanghaj ultramodern magyar építésze, фотограф: Nicky Almasy
Карой Гонда
Карой Гонда (урожд. Карой Голдштейн) родился в 1889 году в городе Дьёндьёш на севере Венгрии. Согласно архивным источникам, он обучался архитектуре в Вене и Париже, а потом какое-то время работал в Лондоне. Во время Первой мировой войны он служил в пехотном полку Австро-Венгерской империи, попал в плен и отбывал наказание в Уссурийске. Там он познакомился со своей будущей женой и дочерью местного русского архитектора Николая Дмитриева. Разведенная Евдокия искала преподавателя английского языка для двух своих сыновей. Отлично владеющий английским и на тот момент уже и русским языком Карой Гонда стал идеальной кандидатурой. Евдокия и Карой поженились в 1919 году во Владивостоке и спустя год переехали в Шанхай. В этом смысле путь Кароя Гонда чем-то похож на историю Ласло Худьеца. Тот примерно в то же время попал в российский плен, совершил успешный побег и оказался в Шанхае.

Первым местом работы Кароя Гонда было британское архитектурное бюро Probst, Hanbury & Co. Там он достаточно быстро поднялся по карьерной лестнице, стал почетным архитектором Сямэньского университета, а в 1928 году открыл свою собственную контору.

Гонда любил лошадиные скачки и благодаря этому входил в дружеский круг крупного финансового магната Виктора Сассуна, который вскоре стал одним из основных заказчиков Гонды. Девелоперская компания Сассуна возводила здания из стройматериалов, изготовленных на заводах Сассуна, с внутренней отделкой по дизайну компании Сассуна, а после постройки техническим обслуживанием здания также занималась компания Сассуна. Все это на деньги, предоставленные банками Сассуна.

Первые проблемы у империи Сассунов и Кароя Гонды начались уже в конце 30-х годов с приходом японской армии. Однако окончательное решение о свертывании бизнеса было принято после того, как в 1949 году войска Гоминьдана сдали Шанхай коммунистам.

В то время как Виктор Сассун с продажи своих предприятий и недвижимости смог переехать на Багамские острова и продолжить безбедное существование, Гонда с супругой остались практически ни с чем. Сначала они переехали в Нью-Йорк, а потом поселились в городе Лейквуд, штат Нью-Джерси. Последние годы семья жила скромно. Карой Гонда уже не проектировал новые здания, а зарабатывал тем, что рисовал картины, по большей части пейзажи. Карой Гонда умер в 1969 году.
Архитектурное наследие
В межвоенный период Шанхай был крупнейшим финансовым центром Дальнего Востока, сферой интересов британского и американского бизнеса, а также убежищем для беженцев из Европы. Европейцы внесли огромный вклад в современный облик города. Шанхай стал одним из самых современных городов Азии, сочетающим различные архитектурные стили: классицизм, готику, неоклассицизм, барокко и особенно ар-деко.

Одним из ярчайших архитекторов шанхайского ар-деко был венгр Карой Гонда. Он специализировался преимущественно на строительстве универмагов, кинотеатров, гостиниц и банков.

Кинотеатр «Капитоль», построенный в 1926-1928 гг,, был первым в городе кинотеатром с кондиционированием и вмещал рекордные на то время 1000 человек. Примечательно, что этажи над кинотеатром были отведены для гостиницы, офисов и квартир. Туда же переехала новая архитектурная контора Кароя Гонды. За внутреннее убранство и дизайн интерьеров отвечал еще один венгр, скульптор Дёрдь Коппань.

Гонда отказался от классического архитектурного стиля, и это заметно уже в его ранних работах. Таким был, например, универмаг «Sun Sun» на Нанкин Роуд, ставший одним из самых культовых зданий Шанхая. У здания классическая форма, но без классических архитектурных деталей. На верхних этажах за стеклянной стеной была расположена радиостанция.

Гонда отказался от классического архитектурного стиля, и это заметно уже в его ранних работах. Таким был, например, универмаг «Sun Sun» на Нанкин Роуд, ставший одним из самых культовых зданий Шанхая. У здания классическая форма, но без классических архитектурных деталей. На верхних этажах за стеклянной стеной была расположена радиостанция.

Другой известный шедевр Гонды кинотеатр «Катэй» претерпел множество изменений, но в 2014 году был восстановлен его первоначальный фасад. В это же время в здании «Катэй» открыл свой офис китайский бренд Shanghai Tang, черпающий вдохновение в китайской моде 20-30-х годов. И даже сейчас при внесении изменений в интерьер здания следуют канонам стиля ар-деко.



Фотографии любезно предоставлены Генконсульством Венгрии в Шанхае Иточник: GONDA – Sanghaj ultramodern magyar építésze, фотограф: Nicky Almasy
Гонда также спроектировал здание № 14 на Бунде, которое было одним из наименее нагруженных архитектурных сооружений из 23 зданий на Набережной Вайтань. Строительство завершилось в октябре 1948 года, в здании разместился новый офис Банка связи (Bank of Communications).

Ласло Худьец и Карой Гонда во много определили облик современного Шанхая, динамичного и идущего в ногу со временем. Не столь известные в мировом масштабе, они стали законодателями архитектурного стиля на Дальнем Востоке и во многом даже опережали свое время. Манифесты Гонды в некоторых аспектах были похожи на раннюю теорию пионера архитектурного модернизма Ле Корбюзье. Свои статьи и архитектурные манифесты он подписывал псевдонимом «ADNOG»:



«Никто и никогда не попросит у своего автодилера машину в стиле Итальянского Ренессанса, однако мы часто сталкиваемся с такими пожеланиями на рынке недвижимости… Люди нашего века пока не осознают, насколько абсурдно выглядит хозяйка гостиной времен Людовика XIV cо стрижкой пикси, мальчишеской фигурой и в короткой юбке, которая подает коктейль для загорелого и атлетически сложенного джентльмена в твидовом пиджаке поверх клетчатого пуловера.»

Фотографии любезно предоставлены Генконсульством Венгрии в Шанхае Иточник: GONDA – Sanghaj ultramodern magyar építésze, фотограф: Nicky Almasy
Ознакомиться с работами Ласло Худьеца и Кароя Гонды можно благодаря уникальным книжным изданиям. В конце прошлого года при поддержке Генконсульства Венгрии в Шанхае был издан альбом, посвященный жизни и творчеству архитектора Кароя Гонда.

Основные здания Кароя Гонды в Шанхае:
  • Банк связи (Bank of Communications)
  • Универмаг «Sun Sun»
  • Кинотеатр «Капитоль»
  • Кинотеатр «Катэй»
  • Банк Восточной Азии (Bank of East Asia)
  • Кинотеатр «Ever Bright»
  • Кинотеатр «Whiteaway, Laidlaw and Co.»
  • Театр «Uptown»
  • Еврейская школа на улице Сеймур