Сквозь века, верхом по Венгрии

Лошадь в венгерской культуре и искусстве (часть 1)

24.07.2023
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
На протяжении столетий лошади играют значительную роль в венгерской культуре, их образы можно встретить во всех жанрах искусства и народном творчестве. Венгры имеют долгую и богатую историю в обращении с лошадьми, ведь эти животные сопровождали их в путешествиях, охоте и военных сражениях, а также в повседневной жизни.

Начнем издалека, когда из глубины веков слышится громкое ржание белого коня, что помог венграм обрести землю.
Легенда о белой лошади
Легенда описана в «Képes krónika» (Венгерская иллюстрированная хроника), одном из историко-литературных памятников Венгрии. Она повествует о периоде «обретения родины», времени, когда венгры пришли в карпатский бассейн. Согласно этой легенде Арпад, венгерский правитель, родоначальник одноименной династии, направил своего посла к славянскому князю (князю Моравскому) Святополку и в качестве подарка послал великолепного белого коня под золоченым седлом с золотыми стременами.

photo: https://www.nkp.hu/
Правитель славян обрадовался и спросил, что желает за коня правитель венгров.
Только землю, воду и травы
Хитрый посол точно передал слова Арпада:


Обрадованный Святополк, улыбнувшись ответил: «Да будет так, возьмите столько, сколько хотите за этого великолепного коня». В тоже время предводитель венгров Арпад вступил в Паннонию ( римская провинция, территория нынешней Венгрии и еще ряда государств), направив повторно посла к князю, наказав передать следующее: «Уходи с этой земли, я забираю ее за коня, золотые седло и стремена». Страшно разгневался Святополк, повелел тут же: «Забить коня тяжелыми палками, выбросить стремена в поле, утопить седло в Дунае!». На что посол Арпада ответил: «что мы потеряем, господин? Если ты убьешь коня – будет корм нашим собакам, наши жнецы найдут стремена, утопишь седло - наши рыбаки вытянут его на берег и станет оно нашем. Земля, вода, поля – все наше есть и будет».

Считается, что так венгры и обрели свои нынешние территории.
«Легенда о белой лошади» на венгерском языке
В венгерских народных сказках, как и в легендах, лошадь всегда предстает как положительный персонаж или как сверхъестественная мать наделенного особой силой героя. Она достойна любви в глазах своего хозяина и всегда спасается, ловко переигрывая врага.
Сын белой лошади
Как раз к образу лошади-матери отсылает еще одна известная венгерская легенда-сказка – «Сын белой лошади».

Одноимённый мультфильм основан на венгерской народной сказке в стихотворном изложении Ласло Араня, но посвящён, как следует из эпиграфа в начале, «истории и мифологии скифов, гуннов, авар и других степных народов». Научным консультантом был доктор Михай Хоппал, специалист по шаманству. Сюжет рассказывает о белой лошади, которая бежит из Царства Зла, чтобы родить третьего, последнего жеребёнка в дупле Мирового Дерева. После чего она рассказывает ему предысторию. Жеребёнок превратился в мальчика Валидуба и захотел побороть драконов, но ему надо было попробовать пошатнуть Дерево. Когда ему не хватило сил, Лошадь поила его молоком ещё семь лет, пока не умерла от голода и бессилия. Погоревав о матери, Валидуб отправился на поиски драконов. Испытав множество приключений, обретя братьев, пережив и простив предательство, победив зло, Валидуб, наконец, обретает счастье и встречает любовь. В итоге, даже умершие персонажи ожили, поскольку они — божественная основа всего сущего.

Посмотреть мультфильм можно по ссылке.
Трейлер мультфильма «Сын белой лошади»
Не менее интересен образ лошади и в другой народной сказке «Кобылка» (Kobilka), где конь, главный помощник в крестьянском хозяйстве, фигурирует как умное и находчивое животное.
Кобылка
Жил-был голодный волк. Пришел он как-то на окраину деревни, поискать чем бы поживиться. Увидел он стадо гусей и побежал к ним. Но гуси его перехитрили, как позже и поросята. Отправился он дальше и увидел лошадь. «Вот это будет хороший обед»,-подумал волк и направился к ней.
-Чья ты, кобылка?
-Я принадлежу Ферко Пуйди.
-Я тебя съем – сказал волк.

photo: https://www.nkp.hu/
-Что ж, я не против, - грустно ответила лошадь. - Только вытащи сначала шип из моей ноги.
-Хорошо, - согласился волк. -Давай присядем, попробую.
Как только волк оказался у ног кобылки, она ка-а-а-к ударит его, волк аж перевернулся через себя, переломав все кости. Лошадь же поскакала к дому.
Опечалился волк, и думает: «Три воза мяса было, а я так и остался голоден».
Лошадь в народных поверьях и традициях
Образ коня часто встречается и в народных поверьях. Так, если в доме умирал хозяин, на шею животного, с головы, перестёгивали недоуздок и отпускали в поле, чтобы лошадь унесла смерть от дома.
Существовало и поверье, что если лошадь активно хлещет себя хвостом, то быть дождю. Данное суеверие имеет под собой научное основание - перед дождем, из-за изменения атмосферного давления, повышается активность насекомых, отчего лошади активнее машут хвостом.
Если с лошадью в хозяйстве случалось что-то плохое или она внезапно заболевала, считалось, что это проделки ведьм. Чтобы защититься от их колдовства рекомендовалось закладывать свежий чеснок под порог конюшни, обмыть лошадь чесночной водой.
Мультфильм на английском «Бедняк и его лошадь»
Конечно, о лошадях в жизни венгров можно говорить бесконечно, мы лишь кратко знакомим читателей с этим прекрасным животным.

В продолжении статьи вы сможете узнать, как образ лошади отражен в визуальном искусстве и прикладном творчестве.