Франческа Гааль - звезда довоенного кинематографа

02.02.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
«Поскольку Франческа Гааль принадлежит к кругам влиятельной интеллигенции Венгрии, ее посещение Советского Союза может явиться полезным». Как знаменитая киноактриса из Венгрии упустила шанс стать звездой советского кино...

Подробнее в нашей статье!

Из первых уст. Историки об истории Венгрии.
Партнерский материал Института славяноведения РАН

Александр Стыкалин
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории славянских народов периода мировых войн
Франческа Гааль
Сегодня, пожалуй, только профессионалам-киноведам что-то говорит имя киноактрисы Франчески Гааль (1904–1973), а в 1930-е годы музыкальные кинокомедии с ее участием, «Паприка» (1932 г.), «Чиби-проказница» (1934 г.), «Петер» (1934 г.), «Маленькая мама» (1935 г.), пользовались всеевропейской известностью, и немало видных режиссеров считали за честь пригласить ее сняться в своих фильмах. Мало кто, например, вспомнит, что 85 лет назад, 20 января 1936 г., на экраны австрийских кинотеатров вышла незатейливая, но тепло принятая зрителями комедия «Катерина» о любви горничной и миллионера, один из последних фильмов, где было разрешено сниматься актерам — не арийцам.
Фрагмент из фильма «Катерина» (1936 г.):
Открытие выставки «Я здесь! Франческа Гааль. Реликвии, документы, фотографии» в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина (2014 г.)
Биография Франчески Гааль неплохо изучена, книга о ней, подготовленная киноведом Анной Гереб, вышла и на русском языке.
В 2014 г. в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина прошла посвященная ей выставка, организованная при поддержке Венгерского культурного центра в Москве и его тогдашнего директора Андраша Барани. Однако ни историкам кино, ни поклонникам ее творчества почти ничего неизвестно о приезде Франчески Гааль летом 1945 г. в Советский Союз и выраженном ею желании остаться в СССР для постоянной работы на киностудиях Москвы и Ленинграда.
Ее настоящее имя было Сидония Зильбершпиц, однако родители немного упростили фамилию и переделали ее в Зильверич. Девочка родилась в Будапеште и была самым младшим ребенком в многодетной еврейской семье. Решив еще в ранней юности стать актрисой, Сидония (в семье ее звали Фанни) в 14 лет поступила учиться в будапештскую театральную академию. Но подвела непоседливость, которой Фанни была чем-то схожа с героинями своих фильмов 30-х годов. Ее исключили из академии за прогулы. Впрочем, это никак не повлияло на ее решение стать актрисой — впервые она вышла на сцену в спектакле столичного немецкоязычного театра в одной из ролей второго плана (в семье говорили на немецком).

За окном шел 1918 год — «революция астр», распад Австро-Венгерской монархии. В марте 1919 г. была установлена коммунистическая диктатура, которая, как и в России, уделяла особое внимание кино (по Ленину, «важнейшему из искусств»), сознавая большие возможности его использования в политической пропаганде. Впрочем, еще в канун Первой мировой войны российский дипломат в Будапеште князь Георгий Маврокордато, ссылаясь на современный венгерский опыт, раньше кого бы то ни было информировал Санкт-Петербург об умении венгерских властей использовать такое новшество, как кинематограф, в донесении до зрителя установок правительственной политики.
Ханс Хольт и Франческа Гааль в фильме «Катерина» (1936)
На 1919 год пришлась первая роль Фанни в немом кино. Однако славу ей принесло кино звуковое. Сначала это были фильмы, снятые в Венгрии, а в 1932 г. Франческа Гааль (к этому времени зрители знали ее уже под таким именем) подписала контракт с одной из германских киностудий. Ее роль в музыкальной комедии «Паприка» 1932 г.принесла ей международную известность. Однако через год, с приходом к власти нацистов, контракт был расторгнут и Фанни пришлось покинуть Германию. Она обосновалась в Австрии, и именно на эти годы пришелся пик ее карьеры. Неповторимый образ веселой и неунывающей курносой девчонки, похожей на лохматого мальчишку, был настолько популярен в середине 1930-х, особенно в Центральной Европе, что молодые женщины одевались как она в своих фильмах и красили брови в желании походить на Франческу Гааль.
Впрочем, это совсем не означало, что судьба складывалась радужно. Если правоклерикальный режим Вены Франческу терпел, то с аншлюсом Австрии нацистской Германией в марте 1938 г. работать стало невозможно. Фанни уехала в США, где снялась в нескольких голливудских фильмах, выступала на Бродвее. В Америке ее прежние фильмы не были известны, пришлось начинать по сути с нуля, и карьера не сложилась: ни голливудской, ни бродвейской звездой ей стать не удалось. Фанни вернулась в 1940 г. в Будапешт, где не было хороших ролей ни в театре, ни в кино. В 1944 г. жертвами Холокоста стали мать и сестра (отца к тому времени уже не было в живых). Сама Фанни пережила это время, лишь скрываясь у надежных друзей, почитателей ее таланта.

Спустя всего два месяца после освобождения Будапешта, лежавшего в руинах, в конце апреля 1945 г., Франческа Гааль, знавшая, что политические ветры дули теперь с Востока, обратилась к политическому советнику Союзной Контрольной комиссии в Венгрии Георгию Максимовичу Пушкину (1909–1963) с просьбой разрешить ей приехать в СССР и начать сниматься в советских фильмах. Она сослалась на то, что в 1936 г. уже получала приглашение посетить Советский Союз, где тоже имели успех ее фильмы «Петер» и «Маленькая мама», но приехать не смогла из-за контрактов с западными киностудиями, а с отъездом за океан вопрос отпал сам собой. Просьбе Гааль был дан ход и о дальнейших перипетиях ее дела можно узнать из документов референтуры по Венгрии Архива внешней политики Российской Федерации.
Танго из фильма «Петер» с русскими субтитрами:
Владимир Семенович Кеменов (1908–1988)
Г.М. Пушкин переадресовал просьбу актрисы непосредственному начальнику, заместителю наркома иностранных дел Владимиру Георгиевичу Деканозову (1898–1953), курировавшему венгерское направление. Тот запросил мнение председателя Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) Владимира Семеновича Кеменова (1908–1988), госкомитета по кинематографии и не в последнюю очередь наркома госбезопасности Всеволода Николаевича Меркулова (1895–1953), известного театрала, который в свободное от основной работы время любил пописывать пьесы, пока узнавший об этом Сталин строго не призвал его заниматься своим делом (одна из них даже шла перед войной на сценах московских театров под псевдонимом, который выбрал автор, — Всеволод Рокк). Меркулов сообщил Деканозову (кстати, оба через восемь лет в декабре 1953 г. будут расстреляны в один день вместе с Лаврентием Берией и другими людьми из его близкого окружения), что компромата на Гааль нет, и НКГБ не возражает. В госкомитете по кино тоже по большому счету не возражали с той лишь оговоркой, что положительный ответ по поводу ее работы на одной из киностудий дать трудно, ведь Гааль не владеет русским языком.
Франческа Гааль
Все-таки актрису решено было пригласить — по линии ВОКСа. Сославшись на позицию Меркулова и комитета по кинематографии, Деканозов 23 мая информировал о деле второго человека в государстве — Вячеслава Молотова: «Исходя из того, что Фр. Гааль принадлежит к кругам влиятельной интеллигенции Венгрии, в силу чего ее посещение Советского Союза может явиться полезным, считаю целесообразным решить вопрос о ее приглашении посетить Советский Союз положительно». Вопрос же о возможности привлечения ее к работе в СССР на одной из киностудий, продолжал он, можно будет решить позже. Молотов не возражал.

Приехав в СССР как гостья ВОКСа во второй половине июля 1945 г., Франческа Гааль провела более месяца в СССР, побывала в Москве, Ленинграде и Киеве. Отчет о ее пребывании в Ленинграде в течение пяти дней датирован 30 августа — если Гааль искала работы в СССР, то ее соотечественник всемирно известный философ левого толка Дердь Лукач (1885–1971), тоже выходец из будапештского еврейства, именно в этот день упаковывал в Москве последние чемоданы и тюки с книгами, чтобы на следующий день навсегда уехать из СССР на родину. Франческа побывала на киностудии «Ленфильм», осмотрела некоторые достопримечательности города, встретилась с актерами, посетила театральные спектакли и кинопоказы. Причем всем своим собеседникам говорила о желании работать в СССР. Директор ленинградского Большого драматического театр режиссер Лев Рудник предложил ей играть в своем театре, не согласовав этого вопроса с инстанциями, за что получил выговор. Гааль призналась своим сопровождающим, что приехала в СССР именно с коммерческой целью: она хочет сниматься в кино и получать гонорары в валюте. Она сама признавала, впрочем, в беседах, что съемки в советских фильмах затруднены из-за незнания ею русского языка.

Это обстоятельство, однако, совершенно не смутило одного из самых ярких режиссеров тогдашнего советского кино Григория Васильевича Александрова (1903–1983), постановщика знаменитых своей эксцентричностью и обилием музыки фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Александров прямо сказал ей, что хотел бы снимать ее в своих фильмах рядом с советской кинозвездой Любовью Петровной Орловой (1902–1975). Можно предполагать, что они легко нашли общий язык, ведь оба провели немало времени в Голливуде и не снискали удачи. Александров, правда, приехал туда почти за 10 лет до Гааль, помогая Сергею Эйзенштейну делать фильм о Мексике. Тогда проект не был завершен, снятый материал был удержан киностудией и смонтирован для фильма «Да здравствует Мексика!» только через полвека, в конце 1970-х — все тем же Александровым.

На фото: Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн
Все-таки в советских инстанциях сложилось мнение о бесперспективности работы Фр. Гааль в СССР ввиду незнания ею русского языка. Когда срок, на который была приглашена актриса, приближался к завершению, зампред ВОКСа А. Караганов вежливо обрабатывал ее, убеждая покинуть Советский Союз, где у нее нет перспектив как у киноактрисы. Он говорил ей: «Нельзя размениваться по мелочам. Если Вы после своей большой работы в кино, которая нам известна по знаменитым фильмам, будете выступать здесь эпизодически в роли эстрадной актрисы в случайных концертах, поверьте, это будет не совсем приятно многим поклонникам Вашего таланта. Советскому зрителю, привыкшему видеть Ваши большие талантливые работы, надо снова показывать настоящие образы в больших кинофильмах, чтобы Ваша популярность здесь оставалась такою же или возрастала». Гааль уехала, не теряя надежд, она не скрывала от своих собеседников намерения всерьез заняться изучением русского языка, чтобы вернуться в Москву и сняться в новом фильме Григория Александрова...



На фото:
Григорий Александров и Любовь Орлова
Эти мечты не осуществились. Гааль снималась еще в венгерских фильмах первых послевоенных лет, но успеха не имела. Прежняя слава к ней больше не вернулась. В конце 1940-х годов она покинула Венгрию, переселилась в США, где очень мало занималась делом, когда-то прославившим ее на всю Европу. Умерла она в 1970-е годы в бедности.

Казус Гааль, заявившей о желании переселиться для работы в сталинский СССР, был хотя и довольно курьезным, но не единственным в своем роде. Примерно за неделю или две до ее приезда в Страну Советов из Москвы возвратился на родину после двухмесячного пребывания один из крупнейших биохимиков мира нобелевский лауреат Альберт Сент-Дёрди. В случае с ним советские инстанции всерьез взвешивали, какой выбор сделать — пригласить его возглавить лабораторию в структуре АН СССР или, зная о его довольно леволиберальных убеждениях, проявить заботу о нем уже по возвращении в Будапешт, включив в круг особо опекаемых советской военной администрацией, Союзной контрольной комиссией и советским посольством «друзей СССР». Участие в пропаганде достижений советской науки не стало, впрочем, для венгерского ученого сколько-нибудь приоритетной целью. Он занимался наукой, а поскольку источников финансирования в разрушенной войной стране не хватало, в конце концов тоже переселился за океан и, пройдя как человек слишком левый через нелегкий период преследований в годы маккартизма, неплохо интегрировался в американскую университетскую жизнь, а на склоне лет даже возобновил связи с родиной и дважды посетил Венгрию в 1970-е годы. Однако это уже предмет другого исследования.

В статье использованы материалы Архива внешней политики Российской Федерации. Фонд 077. Референтура МИД по Венгрии. Опись 25. Папка 115. Дела 42 и 43.

Материал создан при поддержке венгерской энергетической компании MVM