Майкл Кёртис – «железный» венгр Голливуда

20.03.2019
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Он не представлял своей жизни без кино и, закончив съёмки одного фильма, тут же начинал работу над следующим. Он был безгранично требователен к актёрам, художникам и операторам, не считался с рангами и статусами, пренебрегал правилами приличия и прослыл максималистом и отъявленным грубияном.

Но он был невероятно талантливым режиссёром. Он снял более 180(!) картин, среди которых и библейские эпопеи, и голливудская классика, и романтическая мелодрама «Касабланка», получившая три «Оскара» и названная Американским институтом киноискусства лучшей американской мелодрамой всех времён. Недосягаемый, неутомимый и невыносимый Майкл Кёртис.
1

Детские годы Мано Каминера

Кёртис (слева) с матерью и братом. 1931 г.
Майкл Кёртис родился в Будапеште 24 декабря 1888 года и при рождении получил имя Мано Каминер (Kaminer Manó). Он был старшим из четырёх детей в небогатой еврейской семье, и детство у него было непростое. В одном из своих интервью Кёртис вспоминал, что семья жила на сущие гроши, и ему редко удавалось наесться досыта. Во время учёбы в школе он старался подрабатывать: продавал питьевую воду у Народного театра, бегал по поручению артистов за конфетами и папиросами, носил актрисам в гримерки цветы. С детства он увлёкся мечтой о том, чтобы стать известным артистом.
28/03, 20:00
«Кёртис»
28 марта в рамках фестиваля CIFRA состоится премьера фильма-биографии Тамаша Иван Тополянски, посвященная самому знаменитому венгерскому режиссеру Голливуда - Майклу Кёртису.
В 1905 году Мано Каминер меняет своё имя на венгерское – Михай Кертес (Kertész Mihály). Одни источники говорят, что после окончания школы он сбежал из дома вместе с бродячим цирком, чтоб заработать денег на учёбу, другие – что он некоторое время выступал статистом в театральной труппе. Как бы там ни было, в 1906 году Кертес закончил учёбу в Театральной академии (Színiakadémia) и начал свою актёрскую карьеру в провинциальных венгерских театрах.

2

Актёрский провал

Съёмки фильма «Татарское нашествие». Кёртис - слева от камеры. Будапешт, 1917.
Он как-то признался другу, что вряд ли станет хорошим актёром, потому что, как ни старается, не может полно и искренне передать и половину своих чувств.
В 1910 году Кертесу удалось получить работу в Национальном театре в Будапеште, но он быстро понял, что настоящего актёрского таланта ему не хватает. Внешностью бонвивана Кертес тоже не мог похвастаться, поэтому ему доставались только незаметные второстепенные роли. Кертес решил попробовать себя в качестве режиссёра.

В 1912 году он познакомился с писателем Иваном Шиклоши, и вместе с ним снял самый первый венгерский полнометражный фильм «Сегодня и завтра» (Ma és holnap). Кертес был очень недоволен своим кинодебютом и решил всерьёз учиться режиссёрскому ремеслу. В 1913 году режиссер отправился в Копенгаген, который в то время был модным центром киноиндустрии. И уже в 1914 году на киностудии в Коложваре (сегодня Клуж-Напока, Румыния) Кертес снял три фильма совместно с известным венгерским режиссёром и сценаристом Енё Яновичем (Bánk bán, A tolonc, A kölcsönkért csecsemők).
Как Кёртис заставил всех говорить о себе
Кертес не забывал и о своём реноме. Когда в феврале 1914 года в Будапешт приехал известный датский киноактёр Вальдемар Псиландер, Кертес повсюду сопровождал его. Он также приглашал на все мероприятия своего внучатого племянника, издателя иллюстрированного театрально-художественного еженедельника «Театральная жизнь», и одного модного фотографа. Все три тысячи номеров журнала с репортажем о дружбе Кертеса и Псиландера разошлись, как горячие пирожки. О Кёртисе заговорили как о венгерском режиссере, подающем большие надежды.

Его дальнейшим творческим планам помешала Первая мировая война. Кертес был призван на службу в артиллерию сухопутных войск Австро-Венгерской империи, но был ранен и отправлен в тыл, где продолжил работу над художественными киноработами, параллельно снимая пропагандистские фильмы для Красного Креста.

3

Контракт, от которого невозможно отказаться

После крушения Австро-Венгерской империи в 1918 году в Венгрии произошла революция, в результате которой коммунисты национализировали промышленные и коммерческие предприятия, в том числе и киностудии. Михай Кертес отправился в Западную Европу. За семь лет Кертес пработал в Швеции, Франции, Германии и Австрии и стал режиссёром 21 кинокартины.

Самыми успешными фильмами Михая Кертеса стали драма «Содом и Гоморра» (Sodom und Gomorrah) и киноэпопея «Королева рабов», или «Луна Израиля» (Die Sklavenkönigin). Эти работы привлекли внимание американского продюсера и киномагната, президента голливудской студии Warner Brothers Джека Уорнера, который предложил венгерскому режиссеру выгодный контракт.

«Содом и Гоморра» (1922)
«Королева рабов» (1924)
Когда в 1926 году сорокалетний Михай Кертес сошёл с корабля в Нью-Йоркском порту и увидел празднично украшенный город, он наивно решил, что торжества устроены в его честь. Оказалось, Америка праздновала День независимости. Спустя 15 лет он всё же заставил Америку чествовать именно его. Но для этого венгерскому режиссёру пришлось немало потрудиться.

4

Огромные бюджеты и первые успехи

В Америке Михай Кертес, переиначив своё имя на американский лад, стал Майклом Кёртисом (Michael Curtiz) и сголовой ушёл в работу над новыми картинами.

В 1928 году он выпустил первую в истории адаптацию классического библейского сюжета, действие которой происходит в годы Первой Мировой войны - высокобюджетную картину «Ноев Ковчег». Драма имела огромный успех как у зрителей, так и среди кинокритиков.

Кертис работал в любом жанре, который только можно себе представить. Его сильная личность часто прорывалась через самый рутинный материал, и порою было трудно сказать, кто кому был подчинен, Кертис - студийной системе или студийная система - Кертису. Чаще всего они казались единым целым
The MacMillan International Film Encyclopedia
Кёртис снимает фильм за фильмом, словно для него не существует сложностей перехода от одного жанра к другому. Но первыми картинами, в которых проявляется авторский стиль режиссёра, критики называют гангстерский фильм «Странная любовь к Молли Лувен» (The Strange Love of Molly Louvain) и детективный фильм ужасов «Доктор Икс» (Doctor X). Коммерческий успех «Доктора Икс» позволил снять ещё один цветной фильм ужасов — «Тайна музея восковых фигур» (Mystery of the Wax Museum, 1933), ставший культовым фильмом и многократно с тех пор переснятый.
После мелодрам «Британский агент» и «Дело о любопытной новобрачной» в 1935 году Кёртис снял приключенческую костюмированную мелодраму «Одиссея капитана Блада» по мотивам одноимённого романа Рафаэля Сабатини о капитане Бладе. Этот фильм был номинирован на получение премии «Оскар» сразу в нескольких категориях: Лучший фильм, Лучшая режиссура, Лучший сценарий, Лучшая музыка.

5

Главный голливудский грубиян

Весь Голливуд знал Кёртиса как авторитетного режиссера, но за ним была и другая слава: он был деспотичен, груб, позволял себе кричать и оскорблять актёров и членов съёмочной группы. Кёртис умел делать хиты, и в надежде на новую роль в очередной громкой картине многие звезды проглатывали обиды и возвращались снова.
Кроме несносного характера и профессионального максимализма в работе с ним была еще одна сложность: по-английски Майкл говорил крайне невнятно и с частыми ошибками, поэтому все вечно ломали голову, чего же именно хочет главный голливудский грубиян. Но всё же Кёртиса уважали за невероятную энергию и талант, а за его трудоспособность прозвали «Железным Майклом».

6

Золотая жила Warner Brothers

В 1938 году Майкл Кёртис снял гангстерскую драму «Ангелы с грязными лицами» (Angels with Dirty Faces), главные роли в которой исполнили звёзды Голливуда тех лет: Джеймс Кэгни, Хэмфри Богарт, Пэт О'Брайен и группа молодых актёров, известных как Dead End Kids. Фильм получил три номинации на «Оскар»: в категориях Лучший режиссёр, Лучший сценарий, Лучший актёр (Джеймс Кэгни).

Кёртиса впору было называть «курицей, несущей Warner Brothers золотые яйца». Его костюмированная мелодрама 1939 года «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (The Private Lives of Elizabeth and Essex) о любви королевы Англии Елизаветы I и её фаворита Роберта Деверё была номинирована на премию «Оскар» в пяти категориях: Лучшая работа художника-постановщика, Лучшая операторская работа, Лучшие спецэффекты, Лучшая музыка и Лучший звуковой монтаж.
Кадр из фильма «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса»
К 1940-му году в его послужном списке было уже больше двух десятков картин, которые стали классикой мирового кино. Его фильмы словно были «обречены» на успех и приносили баснословную прибыль. Но главную номинацию за «лучший фильм» ни один фильм ему пока так и не принес.

7

Гипсовый Оскар Кёртиса

Его следующей картиной стала романтическая кинодрама «Касабланка» (1942) с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. Кёртис не очень на неё рассчитывал, да и первые показы принесли хоть и добротный, но не грандиозный успех. Однако «Касабланка» получила три «Оскара», в том числе в главной категории – за «лучший фильм»!
Вот она, заслуженная победа! Вот он, тот день, когда вся Америка чествует именно его, венгерского иммигранта еврейских кровей, сошедшего с борта с корабля в Нью-Йоркском порту! Персонажи, диалоги и музыка быстро вошли в число самых любимых среди американцев, а популярность фильма выросла до такого масштаба, что и сегодня его часто называют среди лучших фильмов в истории Голливуда.

И один курьёзный факт: единственный «Оскар» Кертиса был гипсовым, так как в стране тогда экономили металл для нужд армии, поэтому на бронзовый его заменили только после войны.

8

Хиты на прощанье

Очередные награды и номинации также получили драма «Милдред Пирс» (Mildred Pierce), снятая Кёртисом в 1945 году, комедия «Жизнь с отцом» (Life With Father), вышедшая на экраны в 1947 году и музыкальная романтическая комедия 1948 года «Роман в открытом море» (Romance on the High Seas).

В 1954 году студия выпустила его музыкальный фильм «Светлое Рождество», который стал рекордсменом годового бокс-офиса в Штатах, в 1955 году этот успех повторила рождественская комедия «Мы не ангелы», а в 1958 году вышел удачный фильм «Кинг Креол» с Элвисом Пресли.

Во время съёмок картины «Команчерос» Майклу Кёртису вдруг стало очень плохо. Близкие знали о его смертельной болезни, но, считаясь с его импульсивностью, до последнего не сообщали о врачебном диагнозе. Майкл Кертис ушел из жизни 10 апреля 1962 года.

Вряд ли стоит гадать, чем обязан выдающийся режиссёр своему невероятному успеху: прирождённому таланту или Голливуду, где он имел возможность раскрыть его в полной мере. Главное – Кёртис был настоящим профессионалом, одинаково легко снимавшим замечательные картины любого жанра и создавшим свой особый стиль. Неподражаемый стиль Майкла Кёртиса.

Текст: Людмила Веконь
28/03, 20:00
«Кёртис»
28 марта в рамках фестиваля CIFRAсостоится премьера фильма-биографии Тамаша Иван Тополянски, посвященная самому знаменитому венгерскому режиссеру Голливуда - Майклу Кёртису.