История венгерской анимации

Основные вехи, мастера и много анимации для просмотра
03.07.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Какой путь проделала венгерская анимация за сто лет, стартовав в 1914 году фильмами в стиле бурлеск и политической карикатурой и придя к отображению социальных и феминистских тем в XXI веке?
Первая в мире инфографика, куклы со сменными головами, первый видеоклип и первые эксперименты с компьютерной анимацией – все эти инновации впервые в анимации были применены именно венграми.
Подробнее расскажем вам в нашем блоге.

Анна Ида Орос
теоретик кино
Начало - 1914 г.
История венгерской анимации начинается в 1914 году фильмом в стиле бурлеск «Эден Жирб» (Zsirb Ödön), выполненного в технике бумажной перекладки. Автор - Иштван Като-Кисли (Kató-Kiszly István).
1933-38
В 1933 году график Иштван Сегеди-Сюч завершил работу над анимацией «Воздушные титаны – коллективная рапсодия птиц» (Légi titánok – Kollektív madárrapszódia).

В 1934-38 гг. вышла серия Иштвана Валкера «Полли Аги» (Polly Ági), состоящая из анимационных картин и сцен с участием живой актрисы-ребенка.
ВЕНГЕРСКАЯ АНИМАЦИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТРАНЫ
На начальном этапе развития анимации присутствие мастеров венгерского происхождения было весьма заметным.
1939-1945
Фердинанд Хусти Хорват был одним из разработчиков заднего плана мультфильма Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» (1937). Продюсер мультипликационных фильмов компании Warner Bros Маргит Винклер также была родом из Венгрии.

В 1930 годы Ласло Мохой-Надь создал фильм «Звучащая азбука» (Hangzó ABC), состоящий из абстрактных картинок, нанесенных на пленку, а также спецэффекты к фильму Александра Корды Things to Come.
ИЗ СКАЗОК В СОВРЕМЕННОСТЬ: АНИМАЦИОННЫЕ СКАЗКИ 1950-х гг.
В 1950-е гг. рекламные фильмы 30-40-х гг. сменили анимационные сказки отца венгерской анимации Дюлы Мачкашши.
1940-50-е
На смену рекламным фильмам 30-40-х гг. пришли анимационные сказки, и лицом венгерской анимации этого периода был, несомненно, Дюла Мачкашши.
После национализации киноиндустрии Венгрии в 1948 году штаб Мачкашши прекратил производство рекламных роликов и сфокусировался на съемке самостоятельных фильмов и на наиболее традиционном жанре – анимационных сказках. В первой половине 1950 гг., вопреки культурной политике сталинистского типа, парализующей искусство, Мачкашши и его команде удалось создать классические мультфильмы – сказки о животных, гармонично сочетающие мотивы венгерского фольклора и стиль советских и диснеевских мультфильмов Бриллиантовый полугрош петушка (A kiskakas gyémánt félkrajcárja, 1951); Лесное спортивное соревнование (Erdei sportverseny, 1952); Собачий долг (Kutyakötelesség, 1953); Два вола с горошину (Két bors ökröcske, 1955).


КИНОСТУДИЯ PANNÓNIA: МАСТЕРСКАЯ И ФАБРИКА
Венгерская анимация достигла вершин в 60-80 гг., как по количеству cнятых фильмов, так и по их качеству. Этот успех, который можно измерить фестивальными наградами, стал залогом того, что создателям была предоставлена более высокая степень свободы как в художественном, так и в профессиональном отношении.
Эпоха сериалов
Экономическую основу «Паннонии» обеспечили киносериалы, начавшие выходить в 1960 гг., и полнометражные художественные фильмы, стартовавшие в 1970 гг. Одним из главных начинателей производства был продюсер Дёрдь Матолчи, написавший также множество научных трудов по истории анимации. Через год после сериала «Пети» была запущена серия «Густав», ориентированная большей частью на взрослую публику. С 1964 по 1975 гг. вышло более 120 серий. Герои сериала не разговаривали, а только издавали речеподобные звуки, благодаря этому сериал легко разошёлся и обрёл популярность в разных странах – от Восточной Европы до Новой Зеландии.
«Оскар» в венгерской анимации
3-минутный фильм Ференца Рофуса документирует последние мгновения жизни насекомого. Муха залетает в окно дома, но выбраться оттуда уже не получится: преследователь прихлопывает ее и помещает в свою коллекцию насекомых.
Фильм, по мнению критиков, моделировал ситуацию Центральной и Восточной Европы, изображая иллюзорную свободу и полную зависимость.
Фильм снят объективом «рыбий глаз». Последовательность движений состоит из трех тысяч рисунков, выполненных мелками. В 1981 году анимационный фильм получил премию «Оскар». Рофус использует эту же технику и повествование от первого лица и в других своих фильмах, в том числе в фильме Ticket (2011).
Ференц Рофус. Муха (A légy, 1980)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОСЛЕ СМЕНЫ РЕЖИМА
После смены режима государственная студия «Паннония» утратила свою главенствующую роль, появились независимые студии. На «Паннонии» снимали в первую очередь полнометражные фильмы для всей семьи («Вацак - седьмой брат»/ A hetedik testvér; «Вацак - герой леса»/Vacak, az erdő hőse), пытаясь тем самым восполнить пустоты, вызванные отсутствием госзаказа. Тем не менее некогда процветающая студия закрылась.

Последним успешным проектом «Паннонии» стала «Творческая группа Грация», которая снимала короткометражные фильмы. В эту группу входили художники «золотого века» «Паннонии» – Шандор Рейзенбюхлер, Ливиус Дюлаи, Иштван Орос, Иван Кишш, а также начинающие карьеру молодые художники – Ева М. Тот, Жофия Петерфи, Кинга Рофус.
Марцелл Янкович
Монументальным начинанием 1990-х годов стала масштабная работа Марцела Янковича «Трагедия человека» (Ember tragédiája, 2011), которая превратила самую эмблематичную пьесу венгерской драматической литературы в мультфильм (написана в 1862 г.).
Фильм состоит из одиннадцати глав, съемка некоторых частей затянулась на двадцать лет.
Studio C.A.K.O.
Независимый режиссер кукольных и пластилиновых фильмов Ференц Цако (Studio C.A.K.O.) получил международное признание за свою песочную анимацию (Приз за лучший короткометражный фильм в Каннах Ab ovo, 1987; «Золотой медведь» Берлинале за «Пепел»/ Hamu, 1993), также широко известны его пластилиновые фильмы («Лабиринт»/ Labirintus, 1999, «Психопарад» Pszichoparádé, 2001; «Лицо»/ Arc, 2009). Он широко известен также своими представлениями с песком, сопровождаемыми классической музыкой.

Photo: www.facebook.com/pg/ferenc.cako
Kistehén
В студии MyFilm, основанной в 2000 году, Ласло Коллар-Клеменц и Игорь Лазин, также известные как музыканты, в 2001 году создали образ «маленькой коровы» (Kistehén, 2001), ставшей любимицей публики и талисманом культового фестиваля музыки Sziget в 2002 году.
В пропитанном черным юмором фильме Лазина Morb главный герой, подобный Адаму, находясь на чужой планете, пытается постичь смысл жизни.
НОМИНАНТ НА «ОСКАР»
В 2002 году режиссер Геза М. Тот основал студию KEDD. Помимо авторских фильмов, студия выпускала рекламные ролики и телесериалы: «Современные сказки» (Modern Képmesék, 2008); «Ягодка и Куколка» (Bogyó és Babóca, с 2010 г.). Геза М. Тот привлек к себе внимание профессионалов своим лиричным дипломным фильмом «Икар» (Icar, 1996). В его номинированном на «Оскар» короткометражном 3D фильме «Маэстро» ведется драматический рассказ об оперном певце-кукушке, готовящемся к своему выступлению. Ergo(2008) – своеобразная философская иллюстрация взросления. Фильм «Мама» (2009) символизирует идею цикличности времени и бытия посредством кругового танца камеры.
Молодые художники начала тысячелетия уходят от философских, абстрактных традиций венгерской анимации и все больше внимания уделяют сюжетам и жанрам кино.
«Маленькая Анна» (Kicsiannа, 2004) Жолта Палфи – это фильм, в котором отчаянный поиск маленькой девочки, потерявшейся в суете города, превращается в ужасающее зрелище взросления и потери невинности.
Маэстро
номинант на "Оскар"
Старица
Живописный фильм Тибора Баноцки «Старица» (Holtág, 2001) – фильм-хоррор, который еще более запоминается благодаря сильному повествовательному тексту. Из экзистенциальной детективной истории Баноцки родилась и первая анимация мелом Ласло Чаки «Дни, смысл которым дал страх» (Napok, melyeknek értelmet adott a félelem, 2003). В фильмах Чаки диалоги, озвученные профессиональными актерами дубляжа, создают эффект захватывающего художественного фильма («Осы, гуси, грушевое дерево»/ Darazsak, ludak, körtefa, 2004). В фильме «Меня зовут Боффер Бингс» (My Name is Boffer Bings, 2012), основанном на рассказе Амброза Бирса, рисунки мелом на аналоговой доске были размещены в трехмерное пространство с цифровой пост-обработкой, что дало уникальный визуальный эффект.
В новом тысячелетии стремление к документальности набирает силу. Выходят приближенные к гротеску анимационные фильмы о буднях простых людей с использованием псевдодокументальных методов. Так, дипломный фильм Саболча Палфи «Автобус» (A busz, 2003) – это гротескное изображение репортажей деревенских стариков; в фильме «Матяш, Матяш» (Mátyás, Mátyás, 2009) Цецилии Фелмери жители Клуж-Напоки рассказывают о знаменитом уроженце города, короле Матяше, правившем в XV веке.

Сериал Тамаша Патровича, вышедший в 2008 году, представляет собой реакцию на актуальные политические события («5х6 метров»/ 5x6 méter; «9 причин, чтобы не пользоваться автобусом»/ 9 ok, amiért ne közlekedj busszal; «9 причин, почему у нас хорощо ездить на велосипеде»/ 9 ok, amiért olyan jó kerékpározni nálunk).

Работа художника Чабы Немешапод Remake, 2007 представлена в виде выставки и отсылает к беспорядкам в Будапеште осенью 2006 года.
Матяш, Матяш
о короле Матяше
Самый успешный проект нулевых
культовый гетто-фильм Арона Гаудера и Эрика Новака «Восьмой район» (Nyócker! 2004).
Фильм поразил жюри и критиков социальными аспектами истории вкупе с гибридным визуальным миром, в котором цифровое 3D сочетается с методами резки бумаги (как лучший полнометражный анимационный фильм он был удостоен кристала Анси). Мультикультурный парафраз Ромео и Джульетты, размещенный в хаотичном пештском районе Йожефварош, ознаменовал возвращение к оживленной повседневной жизни в истории венгерского художественного и анимационного кино. Снятый в неполиткорректном, провокативном стиле, похожем на «Южный парк», фильм глазами подростков оценивает жизнь общества нового тысячелетия.
Матяш, Матяш
о короле Матяше
ВЕНГЕРСКАЯ АНИМАЦИЯ СЕГОДНЯ
К 2010-м гг. производственные базы анимационных фильмов были реорганизованы, что стало обычным явлением в регионе Центральной и Восточной Европы.
MOME
В Художественном университете искусств имени Мохой-Надя (МОМЕ) обучать анимации начали в 1980 г. под руководством Эдит Блайер и преподавателей из режиссеров «Паннонии» (Марцелла Янковича, Йожефа Неппа). В преподавательском составе за ними последовало молодое поколение выпускников, из состава которых Геза М. Тот уже возглавлял кафедру в начале 2000-х годов. С 2005 года кафедру возглавляет Йожеф Фюлёп, благодаря ему было создано двухуровневое образование BA и MA по специальности «Анимация».
Работы студентов МОМЕ
Художник польско-венгерского происхождения Томек Дуки стал всемирно известным благодаря своей дипломной работе в MOMЕ – анимации «Линия жизни» (Életvonal, 2006), в главной роли - шестеренок. Фильм выиграл Гран-при KAFF 2007 года и был номинирован на «Cartoon d'Or» в том же году.

Ева Мадяроши – одна из самых ярких представительниц женщин-режиссеров, появившаяся на рубеже тысячелетий. В фильмах она использует свои тексты, которые изображают любовь и одиночество с помощью оригинальных средств («Ханне»/ Hanne, 2005; «Лена»/ Léna, 2009; «Невидимые рисунки»/ Láthatatlan rajzok, 2012). С точки зрения их реализации фильмы находятся на границе между анимацией, видео и живописью. Ее дипломный фильм «Ханне» получил в Оберхаузене награду за лучший короткометражный фильм.

Фильм Кати Глезер (FIN, 2008) – это 10-минутный «снимок» мира, который окружает зрителя как листовка, демонстрируемая плавным движением камеры. Фильм был удостоен Гран-при KAFF 2009 года.
Линия жизни
в главной роли шестеренок

Фильм «Дом»
по новелле Адама Бодора
Женская линия подкреплена также мрачным, потусторонним, вдохновленным аниме дипломным фильмом Тюнде Молнар «Я Шимон» (Simon vagyok, 2009) и выпускная работа Беллы Седеркени – фильм о поисках самоидентичности «Оршоя» (Orsolya, 2009).

Дипломный фильм Аттилы Бертоти «Нить Ариадны»» (Ariadné fonala, 2009), снятый в Университете Сапиентия в Клуж-Напоке, расширяет границы наррации: в фильме пересказывается древнегреческий миф с использованием пародии на различные киножанры. Фильм получил премию KAFF за лучший короткометражный фильм в 2009 году.

Одна из ключевых фигур сегодняшней венгерской анимации Арпад Херманн («Сожалею»/ Sajnálom, 2011) также известен благодаря МОМЕ.

Блестящий фильм «Дом» (Otthon, 2012) Балинта Геллея снят по мотивам новеллы известного венгерского писателя Адама Бодора.

Трагикомедия Оливера Хедьи Take Me Please, 2018 основана на истории одного разрыва.
В своих работах молодые художники оригинально сочетают современные цифровые и традиционные аналоговые методы.
Петер Вац
Дипломная работа Петера Ваца «Кролик и косуля» (Nyuszi és Őz, 2012) - один из самых успешных продуктов современной венгерской анимации (более 50 зрительских наград и признание профессионального жюри).
НОВАЯ ВОЛНА ЖЕНСКОЙ АНИМАЦИИ
В последнее время наиболее значительных успехов были добились женщины-аниматоры, чьи фильмы новаторские как по своему визуальному ряду, так и в выборе тем.
В их фильмах появляется критика актуальных проблем современной социальной системы и гендерных предрассудков.
Реки Бучи
Фильмы Реки Бучи отмечены множеством наград. Все ее фильмы участвовали в конкурсе короткометражных фильмов Берлинале. Ее сюрреалистически гротескный ассоциативный этюд «Симфония № 42» (Symphony No 42, 2013) был включен в список 87-го «Оскара» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм».

Ее фильм Solar Walk в 2018 году фильм получил престижную премию Audi Short Film Award на Берлинале, а также главный приз Оттавского анимационного кинофестиваля. Еще один ее фильм - Love, 2016.
В короткометражных фильмах чрезвычайно чувствительной показана проблематика женского тела и роли женщины в обществе
Фильм Нади Андрашев «Звук лизания/Лижущий звук» (A nyalintás nesze, 2015) занял третье место в конкурсе студенческих фильмов Cinéfondation на Каннском фестивале; «Симбиоз» (Szimbiózis, 2019); фильм Юдит Вундер «Веревки» (Kötelék, 2017) показывает внутренний мир одиноких женщин.

Цифровой бумажный фильм Каты Анны Ловрити «Остров-вулкан» (Vulkánsziget, 2017) рассказывает о сексуальном домогательстве через историю тигрицы, живущей на экзотическом острове.

В сюрреалистичном фильме Виктория Трауб «Русалки и носороги» (Sellők és rinocéroszok, 2018) в фокусе стереотипы о женщинах через детские воспоминания девочки.

Премьера фильма Оршойи Ланг «После сезона» (Szezon után, 2018) состоялась на Кинофестивале в Сараево.

Дипломный фильм Анны Флоры Буда «Энтропия» (Entrópia, 2019) – попытки найти свое «я» женщиной в трех параллельных плоскостях. Фильм получил премию «Тедди» – специальную награду Берлинского кинофестиваля, вручаемую фильмам, затрагивающим проблемы гомосексуальных людей.
Русалки и носороги