История венгерской анимации

Основные вехи, мастера и много анимации для просмотра
03.07.2020
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Какой путь проделала венгерская анимация за сто лет, стартовав в 1914 году фильмами в стиле бурлеск и политической карикатурой и придя к отображению социальных и феминистских тем в XXI веке?
Первая в мире инфографика, куклы со сменными головами, первый видеоклип и первые эксперименты с компьютерной анимацией – все эти инновации впервые в анимации были применены именно венграми.
Подробнее расскажем вам в нашем блоге.

Анна Ида Орос
теоретик кино
1914
1919
1930-е
Начало - 1914 г.
История венгерской анимации начинается в 1914 году фильмом в стиле бурлеск «Эден Жирб» (Zsirb Ödön), выполненного в технике бумажной перекладки. Автор - Иштван Като-Кисли (Kató-Kiszly István).
1919 г.
Первый сохранившийся мультипликационный отрывок – «Ангел мира» (A béke angyala, 1919) – политическая карикатура мелом Марцелла Вертеша времен Революции астр.
Позднее художник переехал в Париж и в 1952 году получил два Оскара за фильм «Мулен Руж» под именем Эммануэль Марсель Верте.

Фильм Марцелла Вертеша «Моя супруга заказывает обувь» (Cipőt rendel a feleségem).
1930-е
Самая ранняя сохранившаяся авторская анимация – мультипликационный коллаж художника Шандора Бортника «Грозная ночь мистера Пайпа» (Mr. Pipe rettenetes éjszakája, ок. 1930 года), вдохновленный народными сказками. Фильм был снят в созданной по подобию Баухауса будапештской школе Мюхей.

Ученики Бортника – Джон Хэлас (урожд. Янош Халас), Дюла Мачкашши и Феликс Кашшовиц – в 1932 году основали первую венгерскую мультипликационную мастерскую Coloriton, выпустившую множество рекламных фильмов (в их числе и первая цветная анимация «Сокровища счастливого короля» (Boldog király kincse, 1936).
1933-38
1939-1945
Технические инновации
1933-38
В 1933 году график Иштван Сегеди-Сюч завершил работу над анимацией «Воздушные титаны – коллективная рапсодия птиц» (Légi titánok – Kollektív madárrapszódia).

В 1934-38 гг. вышла серия Иштвана Валкера «Полли Аги» (Polly Ági), состоящая из анимационных картин и сцен с участием живой актрисы-ребенка.
1939-1945
Во время войны Алмош Яшик работал над полнометражным мультфильмом, обработкой народной сказки «Бриллиантовый полугрош» (A gyémánt félkrajcár), но так и не закончил его.
Тогда же вышел первый любительский фильм авторства Ласло Тубаи «Маленький топор» (Kis balta) и первый профессиональный кукольный фильм - Aqua Vitae Иштвана Вашархеи.
Gasparcolor и Puppetoons
Большинство авангардных анимационных фильмов было снято между двумя мировыми войнами с использованием технологии Gasparcolor, изобретенной Белой Гашпаром. Благодаря Дежё Гросу, известному в Европе как первый продюсер анимационных фильмов, данная технология получила широкое распространение. Систему Гашпара использовал и Джордж Пал, запатентовавший свои деревянные куклы Pal-Dol со сменными частями. Суть этой техники в том, что вместо голов с подвижными глазами и ртом аниматор мастерил куклы со сменными головами. Каждая голова показывала нужную эмоцию, а переставлять их было проще, чем вручную менять выражение лица куклы.Эти кукольные фильмы Puppetoons знаменуют отдельную веху в истории анимации. За них Джордж Пал был удостоен премии «Оскар» в 1943 году.

Photo: americanhistory.si.edu
ВЕНГЕРСКАЯ АНИМАЦИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТРАНЫ
На начальном этапе развития анимации присутствие мастеров венгерского происхождения было весьма заметным.
Мохой-Надь
Вася
Первая инфографика
Посол анимации
Компьютерная анимация
Женщина-режиссер
1939-1945
Фердинанд Хусти Хорват был одним из разработчиков заднего плана мультфильма Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» (1937). Продюсер мультипликационных фильмов компании Warner Bros Маргит Винклер также была родом из Венгрии.

В 1930 годы Ласло Мохой-Надь создал фильм «Звучащая азбука» (Hangzó ABC), состоящий из абстрактных картинок, нанесенных на пленку, а также спецэффекты к фильму Александра Корды Things to Come.
Вася
Бела Балаж, сценарист мультфильма «Вор», в 1933 году создал одного из первых героев советской анимации – Васю.
Первая инфографика
Джордж Пал (урожд. Дёрдь Пал Марцинчак) снимал мультипликационные фильмы в Праге и Берлине, затем создавал кукольные рекламные ролики для компании Philips в Эйндховене и, наконец, стал пионером science-fiction в Голливуде, неоднократно номинировался на «Оскар».

Сотрудник Манчестерского университета ученый-экономист Михай Полани в 1940 году своим пиктограмным фильмом Unemployment and Money создал первую анимированную инфографику.

Жюль Энгель (урожд. Дюла Энгел) работал над фильмами Уолта Диснея («Фантазия», «Бэмби»), позднее обосновался на анимационной студии United Productions of America (UPA). В 1970 году основал Кафедру экспериментальной анимации в Калифорнийском институте искусств (CalArts), среди его учеников Тим Бёртон, Джон Лассетер и Марк Керклэнд.
Джон Хэлас
В 1936 году Джон Хэлас переехал в Лондон и в 1940 году вместе с супругой Джой Бэтчелор основал студию Halas and Batchelor. В 1954 году они сняли первый полнометражный анимационный фильм «Скотный двор» – мультипликационную адаптацию романа Джорджа Оруэлла.

В 1957 году Хэлас стал одним из основателей Международной ассоциации мультипликационного кино (ASIFA), также он был президентом Ассоциации. Активно занимался историей и теорией анимации. Именно он снял один из первых видеоклипов (Kraftwerk: Autobahn, 1979), также один из первых компьютерных короткометражных анимационных фильмов (Dilemma, 1981).

Photo: showmetheanimation.com
Режиссер Жан Имаж (урожд. Имре Хайду) в 1950 году снял первый французский полнометражный анимационный фильм «Бесстрашный Жанно» (Jeannot l'intrépide), благодаря которому стал лауреатом Венецианского кинофестиваля.

Также во Франции благодаря своим предметно-анимированным рекламным видео стал известе Этьен Райк (урожд. Иштван Райк) – соратник создателя игольчатого экрана Александра Алексеева.

Одной из важных фигур в создании голландской анимации вместе с Джорджем Палом является также художница Вилма Кишш (Wilma de Quiche). Будучи коллегой Поля Гримо, она участвовала в создании многих эпохальных французских анимационных фильмов студии Les Gémeaux, в том числе первой анимации в формате синемаскоп Electric Phenomena (1937).

В Англии у Хэласа начал свою карьеру Петер Фёлдеш, получивший награду Каннского кинофестиваля за «Живой генезис» (Animated Genesis) в 1952 году и главный приз Венецианского кинофестиваля за «Короткое видение» (A Short Vision)в 1955 году. С конца 1960-х сначала в парижской студии ORTF, позже в National Film Board of Canadа был одним из первых, кто экспериментировал с компьютерной анимацией («Голод»/Hunger, 1974).
Ученица Дюлы Мачкашши Тисса Дэвид (урожд. Терез Давид) в начале 1950-х годов эмигрировала в Париж. После Лотты Райнигер она стала второй женщиной-режиссером полнометражного анимационного фильма (Bonjour Paris, 1953). Позднее она работала в США с легендарным Джоном Хабли.

Photo: imdb.com
ИЗ СКАЗОК В СОВРЕМЕННОСТЬ: АНИМАЦИОННЫЕ СКАЗКИ 1950-х гг.
В 1950-е гг. рекламные фильмы 30-40-х гг. сменили анимационные сказки отца венгерской анимации Дюлы Мачкашши.
Сказки
Реклама→фильм
Сказка → реальность
Не сдавайся, человечек!
1940-50-е
На смену рекламным фильмам 30-40-х гг. пришли анимационные сказки, и лицом венгерской анимации этого периода был, несомненно, Дюла Мачкашши.
После национализации киноиндустрии Венгрии в 1948 году штаб Мачкашши прекратил производство рекламных роликов и сфокусировался на съемке самостоятельных фильмов и на наиболее традиционном жанре – анимационных сказках. В первой половине 1950 гг., вопреки культурной политике сталинистского типа, парализующей искусство, Мачкашши и его команде удалось создать классические мультфильмы – сказки о животных, гармонично сочетающие мотивы венгерского фольклора и стиль советских и диснеевских мультфильмов Бриллиантовый полугрош петушка (A kiskakas gyémánt félkrajcárja, 1951); Лесное спортивное соревнование (Erdei sportverseny, 1952); Собачий долг (Kutyakötelesség, 1953); Два вола с горошину (Két bors ökröcske, 1955).

Реклама → фильм
В середине 50-х гг. в целях экономии снимались рекламные фильмы, которые затем с некоторыми правками и дополнениями становились самостоятельными анимационными фильмами.
Так, сохранился не только мультфильм «Умная девушка» (Okos lány, 1956), но и лежащая в его основе реклама сберкнижки;
сказка «Ненасытная пчелка» (A telhetetlen méhecske, 1958) «выросла» из рекламы «Венгерский мед», снятой в 1957 году по заказу немецкой компании.
Сказка → реальность
Со второй половины 50-х годов сказки стали соответствовать настоящему времени, в то время как пародийные полутона стали особенностью короткометражных фильмов (и) для взрослых. Действия происходят в современной среде: мультфильм «Мышь и Лев» (Egér és Oroszlán) начинается в пустыне, в комфортно обустроенной квартире мышки; в «Ненасытной пчелке» (Telhetetlen méhecske) пчелы живут в технологизированном мегаполисе.
В 1961 году появился первый детский киносериал «Пети» (Peti), главный герой которого знакомится с современной цивилизацией.
Не сдавайся, человечек!
Короткометражный «Не сдавайся, человечек!» (Ne hagyd magad, emberke!) – юмористический учебный фильм Аттилы Даргаи 1959 года, воспитывающий в «маленьком человеке» самосознание. 15-минутная работа изображает, как живут вместе рабочий класс (от древнейшей истории до наших дней, до завоевания космоса) и элита (трусливый доисторический человек, цезарь, священник, маршал, капиталист-банкир). Анимационная пародия Даргаи – яркий продукт киноиндустрии того времени, общественно-полезный фильм.

Photo: vasarnap.hu

КИНОСТУДИЯ PANNÓNIA: МАСТЕРСКАЯ И ФАБРИКА
Венгерская анимация достигла вершин в 60-80 гг., как по количеству cнятых фильмов, так и по их качеству. Этот успех, который можно измерить фестивальными наградами, стал залогом того, что создателям была предоставлена более высокая степень свободы как в художественном, так и в профессиональном отношении.
Густав
Пом-пом
Витязь Янош
Янкович
Времена героев
Паннония
Новая волна
Эпоха сериалов
Экономическую основу «Паннонии» обеспечили киносериалы, начавшие выходить в 1960 гг., и полнометражные художественные фильмы, стартовавшие в 1970 гг. Одним из главных начинателей производства был продюсер Дёрдь Матолчи, написавший также множество научных трудов по истории анимации. Через год после сериала «Пети» была запущена серия «Густав», ориентированная большей частью на взрослую публику. С 1964 по 1975 гг. вышло более 120 серий. Герои сериала не разговаривали, а только издавали речеподобные звуки, благодаря этому сериал легко разошёлся и обрёл популярность в разных странах – от Восточной Европы до Новой Зеландии.
Государственное телевидение стало сотрудничасть с «Паннонией» только после 1968 года. Первым результатом стал научно-популярный сериал под названием «Объясни механизм» режиссера Тамаша Сабо Шипоша, который остроумно представлял Новый Экономический Механизм. За ним последовали сериалы, ставшие популярными и за рубежом: «Семейка Мезга» (Mézga, с 1972 года), «Пес Фракк – гроза кошек» (Frakk, a macskák réme, с 1972 года), «Прошу, следующий!» (Kérem a következőt!) (с 1974 г.), «Венгерские народные сказки» (Magyar népmesék, с 1977 г.), «Сказки Пом-Пома» (a Pom-Pom meséi, 1981–82 гг.), «Водный паук-чудопаук» (Vízipók-csodapók, 1980-81, 1985–86) и «Лео и Фред» (Leo & Fred, 1986).
Производство полнометражных анимационных фильмов началось в 1973 году с «Витязя Яноша» – адаптации известной сказки в стихах XIX века. Далее последовали полюбившиеся зрителям «Лудаш Мати» (Lúdas Matyi,1976), «Вук» (Vuk, 1981), «Шули-були» (Suli-buli, 1982), «Белоснежка» (Hófehér, 1983), «Саффи» (Szaffi, 1984) «Ловушка для кошек» (Macskafogó, 1986). Наряду с этими фильмами вышли и смелые, экспериментальные фильмы: документальный мюзикл «Пена для ванны» (Habfürdő,1979, отрывки), мифическая фантазия «Сын белой лошади» (Fehérlófia, отрывок, 1981), живописные «Времена героев» (Daliás idők, 1984).

Материальным возможностям способствовали и зарубежные заказы студии: Йожеф Гемеш стал техническим режиссером мультфильма Уильяма Фигенбаума «Бегемот Гуго» (1973), автор сериала «Анималия» Тибор Хернади руководил процессом анимирования научно-фантастического фильма Лалу Рене и Мёбиуса «Властелины времени».
Полнометражные анимационные фильмы Янковича («Витязь Янош», «Сын белой лошади», «Песнь о чудесном олене», «Трагедия человека») – это масштабные фильмы, которые представляют собой уникальные интерпретации венгерской литературы, легенд восточных народов и истории человечества.
«Витязь Янош» и «Сын белой лошади» созданы путем комбинации нескольких стилей: модерна, поп-арта и венгерского народного декоративного искусства. «Витязь Янош», созданный к 150-летию со дня рождения Шандора Петёфи, содержит стилевые особенности вышедшего несколькими годами ранее культового британского фильма «Желтая подводная лодка».
Экспрессивная графика «Сына белой лошади» все еще свежа в своей выразительной графической манере, а сам фильм вошел в число 50 лучших анимационных фильмов всех времен на анимационных Олимпийских играх в Лос-Анджелесе в 1984 году.
«Песнь о чудесном олене» (2002) и «Трагедия человека» (2012) расширяют границы возможностей анимационных фильмов, это поэтически визуализированные культурно-философские фильмы.
«Времена героев» Йожефа Гемеша (Daliás idők, Gémes József, отрывок, 1984) выполнен в технике живописи и основан на эпической рыцарской поэме Яноша Араня – трилогии «Толди». Описательные сцены были созданы в духе исторической венгерской живописи рубежа веков, дополненные резкими, экспрессивными изображениями и сложными движениями камеры. В 1985 году фильм выиграл в категории «Лучший полнометражный фильм» на Международном фестивале анимации в Анси.
История успеха «Паннонии» началась в 1960 году с трех короткометражных фильмов режиссера Дюлы Мачкашши и карикатуриста Дёрдя Варнаи, – «Карандаш и ластик»(Ceruza és radír), «Дуэль» (Párbaj), а также лирической сказки Тибора Чермака «С мячом в красный горошек».
Фильмы дуэта Мачкашши-Варнаи – это программные продукты новой волны 60-х годов, которые сменили повествовательные сказки и создали новый язык анимации.

К 1977 году образовалось несколько художественных мастерских: к главной будапештской «Паннонии» прибавились мастерские в Кечкемете (1971, под руководством Ференца Микулаша) и в Пече (1979, под руководством Чабы Варги).

В начале 1980-х годов «Паннония» входила в пятерку сильнейших мультипликационных студий наряду со студиями Walt Disney, Hanna-Barbera, «Союзмультфильм» и японской Toei.
«Изобразить движение, сжатое до сути. Фон, нарисованный несколькими штрихами или пятнами, с утрированно карикатурными фигурами, стилизованными формами и разнообразными графическими стилями, смелые цветовые сочетания. Этот стиль иногда напоминает детские рисунки или примитивное народное творчество, но порой его зрелые линии и смелые формы открывают богатство стиля художника.
На смену скрупулезной технике пришел кардинально противоположный, визуально оригинальный и бережливый в движениях стиль (...)
Сентиментализм Уолта Диснея сменился свойственным мультфильму символизмом, фигуры не связаны никакими законами движения: чем менее реалистично движение, тем более оно достоверно оптически."

Отрывок из рукописи Дюлы Мачкашши, нач. 1960 гг.
«Оскар» в венгерской анимации
3-минутный фильм Ференца Рофуса документирует последние мгновения жизни насекомого. Муха залетает в окно дома, но выбраться оттуда уже не получится: преследователь прихлопывает ее и помещает в свою коллекцию насекомых.
Фильм, по мнению критиков, моделировал ситуацию Центральной и Восточной Европы, изображая иллюзорную свободу и полную зависимость.
Фильм снят объективом «рыбий глаз». Последовательность движений состоит из трех тысяч рисунков, выполненных мелками. В 1981 году анимационный фильм получил премию «Оскар». Рофус использует эту же технику и повествование от первого лица и в других своих фильмах, в том числе в фильме Ticket (2011).
Ференц Рофус. Муха (A légy, 1980)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОСЛЕ СМЕНЫ РЕЖИМА
Паннония→Грация
Рейзенбюхлер
Дюлаи
Орос
Кишш
Тот
Петерфи
Рофус
После смены режима государственная студия «Паннония» утратила свою главенствующую роль, появились независимые студии. На «Паннонии» снимали в первую очередь полнометражные фильмы для всей семьи («Вацак - седьмой брат»/ A hetedik testvér; «Вацак - герой леса»/Vacak, az erdő hőse), пытаясь тем самым восполнить пустоты, вызванные отсутствием госзаказа. Тем не менее некогда процветающая студия закрылась.

Последним успешным проектом «Паннонии» стала «Творческая группа Грация», которая снимала короткометражные фильмы. В эту группу входили художники «золотого века» «Паннонии» – Шандор Рейзенбюхлер, Ливиус Дюлаи, Иштван Орос, Иван Кишш, а также начинающие карьеру молодые художники – Ева М. Тот, Жофия Петерфи, Кинга Рофус.
Шандор Рейзенбюхлер
Шандор Рейзенбюхлер в продолжение фильма о связи природы и жизни Allegro Vivace, 1989 совместно с другими художниками снял скетчевый фильм «Зеленые поучения на каждый день» (Zöld intelmek minden napra, 1992) . Затем продолжил съемки гротескных, апокалиптических фильмов, критикующих современную цивилизацию: «Экотопия» (Ecotopia, 1995) как дань памяти «Метрополису» Фрица Ланга, «Счастливый конец света» (Boldog világvége, 1999) и его последний фильм – настоящая симфония монтажа – «Мгновение света» (A fény pillanata, 2002).
Ливиус Дюлаи
Анимационные фильмы художника-графика Ливиуса Дюлаи изящно-ироничны, полны шуток над классическим образованием и транслируют юмор и интонации чешских фильмов.
«Новые жители» (Új lakók, 1977); «Йонаш» (Jónás, 1996); «Мой маленький городок» (Én kis városom, 2002).

Иштван Орос
Работы Ороса после 1989 года, в отличие от ранних фильмов, не содержат политических или социальных аспектов, теперь его темы более абстрактны.
Фильмы «Сад» (Kert,1993), «Плачь!) (Sírj!, 1996), «Картины жизни времени» (Az idő látképei, 2004).
Иван Кишш
Иван Кишш продолжает работать в «кустарной» технике, прорисовывая каждый квадрат, каждый штрих.
«Танец» (A tánc, 1996), «Дорога» (Az út, 2000).
Ева М.Тот
Выразительные черно-белые работы Евы М. Тот с рвано-волнистыми линиями усиливают графическую направленность творческой группы (Liaison, 2000; «Значения» (Jelenések, 2001).
Жофия Петерфи
Жофия Петерфи продолжает традицию анимационной живописи Дёрдя Коваснаи в своей яркой, импровизированной анимации масляной живописью под камерой по мотивам баллад Вийона «Любовница пиратов» (Kalózok szeretője, 2002).
Кинга Рофус
Книжный иллюстратор Кинга Рофус создает элегантные фильмы на вечные темы:
«Арлекин» (Arlequin, 2002);
«Русалка и рыбак» (A sellő és a halász, 2009).
Трагедия человека
Кечкеметфильм
Студия
Марцелл Янкович
Монументальным начинанием 1990-х годов стала масштабная работа Марцела Янковича «Трагедия человека» (Ember tragédiája, 2011), которая превратила самую эмблематичную пьесу венгерской драматической литературы в мультфильм (написана в 1862 г.).
Фильм состоит из одиннадцати глав, съемка некоторых частей затянулась на двадцать лет.
Cтарейшая анимационная студия Венгрии
Студия «Кечкеметфильм» была основана в 1971 году как мастерская «Паннонии». После смены режима студия стала независимой и перешла в частные руки: в 1993 году уникальным для венгерской киноиндустрии образом ее сотрудники приобрели государственную часть студии.
Среди работ Кечкеметской студии такие важные кино- и телевизионные фильмы, как «Замок обезьян» (A majmok kastélya, 1999) режиссера Золтана Силади Вагри, венгерско-французский фильм «Путешествие к центру Земли» (2011), адаптация Жюля Верна; отмеченный премией «Сезар» Loulou, l'incroyable secret (2013), номинированные на «Оскар» фильмы «Тайна Келлс» (Kells titka, 2009) Тома Мура, испанский «Чико и Рита» (Chico és Rita, 2010), японско-французский опус Майкла Дадок де Уита «Красная черепаха» (A vörös teknős, 2016).

Бессменный директор студии с момента основания и продюсер Ференц Микулаш организует также Кечкеметский фестиваль анимационных фильмов (KAFF), который проводится каждые три года с 1985 года и каждые два года с 2005 года.
В творческую команду студии "Кечкеметфильм" вошли Пал Тот («Как напугать льва»/ Hogyan lehet megijeszteni egy oroszlánt?, 1979; Leo & Fred I, 1984), Бела Вайс (Húsvéti Anzix, 1988; Locsólkodás, 1989, Leo & Fred II, 1993), Габор Хомоя (Western, 1989), Петер Собослаи, Золтан Силади Варга, Мария Хорват, Лайош Надь, Гизелла Нойбергер, Габор Ульрих, Эстер Собoслаи, Юдит Тот-Поч и Роланд Тот-Поч.

Одно из основных направлений деятельности студии – производство детских сериалов, среди них «Венгерские народные сказки» (Magyar népmesék), запущенные Марцелом Янковичем в 1970-х годах и продолжающие выходить и сегодня.

Золтан Силади Варга в 1989 году заявил о себе гротескными политическими фильмами («Чистая картина»/ Tiszta kép, 1988; «Ночные культурно-исторические маневры»/ Éjszakai kultúrtörténeti hadgyakorlat, 1991). Его фильмы последних десяти лет элегантно прорисованы, содержат абстрактные символы и противопоставлены реализму: лирический «Протокол – памяти Петера Мансфельда» (Jegyzőkönyv – Mansfeld Péter emlékére, 2006) снят к годовщине Революции 1956 года; «Веселые похороны» (A jókedvű örmény temetése, 2013).
C.A.K.O.
Пал Тот
Тамаш Валицки
Varga Stúdió
Варга
Studio C.A.K.O.
Независимый режиссер кукольных и пластилиновых фильмов Ференц Цако (Studio C.A.K.O.) получил международное признание за свою песочную анимацию (Приз за лучший короткометражный фильм в Каннах Ab ovo, 1987; «Золотой медведь» Берлинале за «Пепел»/ Hamu, 1993), также широко известны его пластилиновые фильмы («Лабиринт»/ Labirintus, 1999, «Психопарад» Pszichoparádé, 2001; «Лицо»/ Arc, 2009). Он широко известен также своими представлениями с песком, сопровождаемыми классической музыкой.

Photo: www.facebook.com/pg/ferenc.cako
Пал Тот
Пал Тот основал свою частную студию Pajafilm в Сегеде в 1996 году. Слегка ироничные анимационные 3D-фильмы способны спасти от обыденности такие шаблонные темы, как потеря личности – «Новый день» (Egy újabb nap, 1998); любовь, способная покорить мир, – «Сексуальная жизнь светлячков» (A szentjánosbogarak nemi élete, 2000) и творческий кризис - «Мультфильм» (Rajzfilm, 2004).

Photo: www.filmkultura.hu
Тамаш Валицки
В галереях современного искусства можно увидеть анимации самого известного венгерского медиахудожника Тамаша Валицки: «Сад – любительский фильм XXI века»/ Kert – 21. századi amatőrfilm, 1992; «Дорога»/ Az út, 1994; «Пейзаж»/ Tájkép, 1997; «Марионетки»/ Marionettek, 2007; «Приключения Тома Томицкого»/ Tom Tomiczky kalandjai, 2011).

Photo: molnaranigaleria.hu
Студия «Варга»
Режиссер Чаба Варга вместе с продюсером Андрашем Эркелем открыли в 1988 году первую частную анимационную мастерскую Varga Stúdió. Творческий коллектив усилили талантливые мультипликаторы из соседних стран – Болгарии, Сербии и России. Создавая видеоклипы, рекламные ролики, сериалы, в основном для иностранных клиентов (Disney, 20th Century Fox, Music TV, HBO, BBC), студия была одной из самых успешных частных студий в Европе вплоть до своего закрытия в 2005 году.
Варга также стремился создать условия для съемок авторских фильмов: такие художники-новаторы форм, как Шандор Рацмолнар, Бада Дада, Андраш Вахорн, Ласло ФеЛугошши имели возможность режиссировать свои фильмы.
Первый крупный заказ, сделавший студию известной во всем мире, сделал родившийся в Венгрии Габор Чупо – продюсер сериала «Симпсоны» (Klasky-Csupo Studio): нужно было снять видеоклип под руководством молодого Брэда Бёрда (Do the Bartman, 1990).
Одна из главнейших работ студии – мультсериал «Мистер Бин» (2002), снятый для ВВС. Художественным руководителем проекта стал Алексей Алексеев, художник знаменитой московской студии «Пилот», присоединившийся к Varga Stúdió в 1997 году.
Варга
Художественный руководитель "Студии Варга" Чаба Варга стал известен в 1980-х гг. благодаря своему пластилиновому мультсериалу «Августина» (один из эпизодов серии получил также «Серебряного медведя» Берлинале в 1986 году).

Чаба снял короткометражный, похожий на видеоклип фильм под названием «Бестии» (Beasts, 1993), в котором авангардные картины Ласло ФеЛугошши, Иштвана ЭфЗамбо и Андраша Вахорна оживают под музыку Фрэнка Заппы. Художник сербского происхождения Милорад Крстич дебютировал в 1995 году клипом My Baby Left Me на минималистскую синтезаторную музыку Вахорна: сюрреалистическая любовная мелодрама в нео-примитивном стиле на монотонный ритм полового акта. Фильм получил «Серебряного медведя»в 1995 году, а его режиссер получил премию «Лучший дебютный фильм» в Анси.

Kistehén
Ranbo13
Лесное трио
Начинающие
Kistehén
В студии MyFilm, основанной в 2000 году, Ласло Коллар-Клеменц и Игорь Лазин, также известные как музыканты, в 2001 году создали образ «маленькой коровы» (Kistehén, 2001), ставшей любимицей публики и талисманом культового фестиваля музыки Sziget в 2002 году.
В пропитанном черным юмором фильме Лазина Morb главный герой, подобный Адаму, находясь на чужой планете, пытается постичь смысл жизни.
Ranbo13
Балаж Пал снял культовый флеш-анимационный ролик Ranbo13 (1999), в котором сражаются ожившие герои холодной войны, иконы Запада и Востока (Ленин и Рэмбо, Супермен, Бэтмен и Майкл Джексон).
В 1999 году Варга снял получасовой кукольный анимационный фильм для BBC «Дон Кихот».
Лесное трио
В 2005 году Андраш Эркель, продюсер Varga Studio, основал венгерско-шведскую студию Baestarts, руководителем которой стал Алексей Алексеев. Именно здесь была выпущена двухминутная «анимационная шутка», принесшая Алексею мировую славу и премию Анси – сериал «Лесное трио» (Log Jam, 2008), в котором джаз-бэнд репетирует в лесу: Медведь бренчит на пне, Заяц барабанит по бревну, Волк скулит.

Начинающие аниматоры
Помимо производства сериалов, студия помогала начинающим аниматорам: Магдолна Хеди: AU, 2006; Фружина Гаал: «На воде» (Vízen, 2007); Йожеф Шандор: Spiss – My Slang, 2007; Барбара Бакош: «Дама с длинными волосами» (Hölgy hosszú hajjal, 2012).
НОМИНАНТ НА «ОСКАР»
В 2002 году режиссер Геза М. Тот основал студию KEDD. Помимо авторских фильмов, студия выпускала рекламные ролики и телесериалы: «Современные сказки» (Modern Képmesék, 2008); «Ягодка и Куколка» (Bogyó és Babóca, с 2010 г.). Геза М. Тот привлек к себе внимание профессионалов своим лиричным дипломным фильмом «Икар» (Icar, 1996). В его номинированном на «Оскар» короткометражном 3D фильме «Маэстро» ведется драматический рассказ об оперном певце-кукушке, готовящемся к своему выступлению. Ergo(2008) – своеобразная философская иллюстрация взросления. Фильм «Мама» (2009) символизирует идею цикличности времени и бытия посредством кругового танца камеры.
Молодые художники начала тысячелетия уходят от философских, абстрактных традиций венгерской анимации и все больше внимания уделяют сюжетам и жанрам кино.
«Маленькая Анна» (Kicsiannа, 2004) Жолта Палфи – это фильм, в котором отчаянный поиск маленькой девочки, потерявшейся в суете города, превращается в ужасающее зрелище взросления и потери невинности.
Маэстро
номинант на "Оскар"
Старица
Живописный фильм Тибора Баноцки «Старица» (Holtág, 2001) – фильм-хоррор, который еще более запоминается благодаря сильному повествовательному тексту. Из экзистенциальной детективной истории Баноцки родилась и первая анимация мелом Ласло Чаки «Дни, смысл которым дал страх» (Napok, melyeknek értelmet adott a félelem, 2003). В фильмах Чаки диалоги, озвученные профессиональными актерами дубляжа, создают эффект захватывающего художественного фильма («Осы, гуси, грушевое дерево»/ Darazsak, ludak, körtefa, 2004). В фильме «Меня зовут Боффер Бингс» (My Name is Boffer Bings, 2012), основанном на рассказе Амброза Бирса, рисунки мелом на аналоговой доске были размещены в трехмерное пространство с цифровой пост-обработкой, что дало уникальный визуальный эффект.
В новом тысячелетии стремление к документальности набирает силу. Выходят приближенные к гротеску анимационные фильмы о буднях простых людей с использованием псевдодокументальных методов. Так, дипломный фильм Саболча Палфи «Автобус» (A busz, 2003) – это гротескное изображение репортажей деревенских стариков; в фильме «Матяш, Матяш» (Mátyás, Mátyás, 2009) Цецилии Фелмери жители Клуж-Напоки рассказывают о знаменитом уроженце города, короле Матяше, правившем в XV веке.

Сериал Тамаша Патровича, вышедший в 2008 году, представляет собой реакцию на актуальные политические события («5х6 метров»/ 5x6 méter; «9 причин, чтобы не пользоваться автобусом»/ 9 ok, amiért ne közlekedj busszal; «9 причин, почему у нас хорощо ездить на велосипеде»/ 9 ok, amiért olyan jó kerékpározni nálunk).

Работа художника Чабы Немешапод Remake, 2007 представлена в виде выставки и отсылает к беспорядкам в Будапеште осенью 2006 года.
Матяш, Матяш
о короле Матяше
Самый успешный проект нулевых
культовый гетто-фильм Арона Гаудера и Эрика Новака «Восьмой район» (Nyócker! 2004).
Фильм поразил жюри и критиков социальными аспектами истории вкупе с гибридным визуальным миром, в котором цифровое 3D сочетается с методами резки бумаги (как лучший полнометражный анимационный фильм он был удостоен кристала Анси). Мультикультурный парафраз Ромео и Джульетты, размещенный в хаотичном пештском районе Йожефварош, ознаменовал возвращение к оживленной повседневной жизни в истории венгерского художественного и анимационного кино. Снятый в неполиткорректном, провокативном стиле, похожем на «Южный парк», фильм глазами подростков оценивает жизнь общества нового тысячелетия.
Матяш, Матяш
о короле Матяше
ВЕНГЕРСКАЯ АНИМАЦИЯ СЕГОДНЯ
К 2010-м гг. производственные базы анимационных фильмов были реорганизованы, что стало обычным явлением в регионе Центральной и Восточной Европы.
MOME
MOME Anim
Фестивали
Сегодня
Центры анимации
MOME
В Художественном университете искусств имени Мохой-Надя (МОМЕ) обучать анимации начали в 1980 г. под руководством Эдит Блайер и преподавателей из режиссеров «Паннонии» (Марцелла Янковича, Йожефа Неппа). В преподавательском составе за ними последовало молодое поколение выпускников, из состава которых Геза М. Тот уже возглавлял кафедру в начале 2000-х годов. С 2005 года кафедру возглавляет Йожеф Фюлёп, благодаря ему было создано двухуровневое образование BA и MA по специальности «Анимация».
MOME Anim
В последние годы MOME Anim сотрудничает с ведущими институтами Европы, совместно с которыми созданы международные тренинги, проекты. Среди партнеров МОМЕ – Английская национальная школа кино и телевидения, Королевский колледж искусств, французская Школа анимации Gobelin, датский Animation Workshop, Баден-Вюртембергская киноакадемия, Академия искусств «Бецалель», американская CalArts.

Важная составляющая работы MOME – деятельность инкубатора, в ходе которой реализуются анимационные проекты с привлечением выпускников кафедры.
Фестивали
В Венгрии, как и во все мире, наблюдается бум небольших тематических фестивалей.
MOME Anim с 2002 года проводит Дни анимационных фильмов KISKAKAS, на которых показывают работы студентов.
Наряду с Кечкеметским анимационным фестивалем (KAFF) важную роль играет и будапештский фестиваль Anilogue, основанный в 2003 году Тамашем Лиской и Крит Пальяс, с номинациями «Лучший европейский короткометражный фильм», «Лучший международный полнометражный фильм» и азиатская секция. Основанный венгерским отделением ASIFA под руководством Тамаша Патровича «Всемирный день анимации» (2005) вырос в Международный фестиваль Primanima. С 2012 года на фестивале соревнуются дебютные фильмы и фильмы студентов.
Большая часть существующих сейчас студий работает над производством полнометражных фильмов в сотрудничестве с международными компаниями (Cinemon Entertainment: «Принцесса Солнца»/ A napkirálynő, 2007; «Приключения царя Соломона»/ Salamon király kalandjai, 2017), производством телесериалов-сказок (KEDD), производством рекламы, видеоклипов (KGB, BpAnim, Umbrella, Flikli, Popfilm, Melon FX) или занимаются исключительно компьютерным постпроизводством (PostEdison, Gyár, FocusFox) и производством трейлеров к компьютерным играм (Digic Pictures).

Во всем мире большинство анимационных фильмов создается при учебных заведениях. В Венгрии наряду с Художественным университетом им. Ласло Мохой-Надя (МОМЕ) этим занимается также основанное в 2011 году Отделение анимации Высшей школы коммуникаций в Будапеште, мастерские с профильной подготовкой (Художественная академия Ийеш, Обудайская школа изобразительных искусств, Профессиональная школа художественного и прикладного искусства), а также творческие лагеря и воркшопы (Трансильванский творческий лагерь Filmtett). В последние семь лет главные награды и номинации Кечкеметского фестиваля анимационных фильмов были присуждены дипломным фильмам МОМЕ.
Работы студентов МОМЕ
Художник польско-венгерского происхождения Томек Дуки стал всемирно известным благодаря своей дипломной работе в MOMЕ – анимации «Линия жизни» (Életvonal, 2006), в главной роли - шестеренок. Фильм выиграл Гран-при KAFF 2007 года и был номинирован на «Cartoon d'Or» в том же году.

Ева Мадяроши – одна из самых ярких представительниц женщин-режиссеров, появившаяся на рубеже тысячелетий. В фильмах она использует свои тексты, которые изображают любовь и одиночество с помощью оригинальных средств («Ханне»/ Hanne, 2005; «Лена»/ Léna, 2009; «Невидимые рисунки»/ Láthatatlan rajzok, 2012). С точки зрения их реализации фильмы находятся на границе между анимацией, видео и живописью. Ее дипломный фильм «Ханне» получил в Оберхаузене награду за лучший короткометражный фильм.

Фильм Кати Глезер (FIN, 2008) – это 10-минутный «снимок» мира, который окружает зрителя как листовка, демонстрируемая плавным движением камеры. Фильм был удостоен Гран-при KAFF 2009 года.
Линия жизни
в главной роли шестеренок

Фильм «Дом»
по новелле Адама Бодора
Женская линия подкреплена также мрачным, потусторонним, вдохновленным аниме дипломным фильмом Тюнде Молнар «Я Шимон» (Simon vagyok, 2009) и выпускная работа Беллы Седеркени – фильм о поисках самоидентичности «Оршоя» (Orsolya, 2009).

Дипломный фильм Аттилы Бертоти «Нить Ариадны»» (Ariadné fonala, 2009), снятый в Университете Сапиентия в Клуж-Напоке, расширяет границы наррации: в фильме пересказывается древнегреческий миф с использованием пародии на различные киножанры. Фильм получил премию KAFF за лучший короткометражный фильм в 2009 году.

Одна из ключевых фигур сегодняшней венгерской анимации Арпад Херманн («Сожалею»/ Sajnálom, 2011) также известен благодаря МОМЕ.

Блестящий фильм «Дом» (Otthon, 2012) Балинта Геллея снят по мотивам новеллы известного венгерского писателя Адама Бодора.

Трагикомедия Оливера Хедьи Take Me Please, 2018 основана на истории одного разрыва.
В своих работах молодые художники оригинально сочетают современные цифровые и традиционные аналоговые методы.
Петер Вац
Бумажный мир
Крстич
Петер Вац
Дипломная работа Петера Ваца «Кролик и косуля» (Nyuszi és Őz, 2012) - один из самых успешных продуктов современной венгерской анимации (более 50 зрительских наград и признание профессионального жюри).
Бумажный мир
Эмиль Гудман занимается компьютерным дизайном, создавая в своих фильмах миры стимпанка Henry Waltz, 2012.

Давид Рингейзен и Ласло Рушка привлекли внимание профессионалов своим 3D-фильмом для WWF под названием «Бумажный мир» (Papírvilág, 2013).

Милан Копас использует в своем фильме Beyond (2016) разные техники, в том числе пиксиляцию и 3D печатные куклы.
Крстич
Венгерский анимационный полнометражный фильм – «Ограбление по Фрейду» (Ruben Brandt, a gyűjtő , 2018) - создавался более шести лет. Фильм попал в шорт-лист «Оскара» в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм». Первая полнометражная постановка Милорада Крстича, будапештского художника сербского происхождения, родившегося в Словении, представляет собой детективный триллер с увлекательной историей о серии ограблений художественных сокровищ из коллекций мировых музеев.
Дебютный фильм Милорада Крстича - клип My Baby Left Me, 1995 г.
НОВАЯ ВОЛНА ЖЕНСКОЙ АНИМАЦИИ
В последнее время наиболее значительных успехов были добились женщины-аниматоры, чьи фильмы новаторские как по своему визуальному ряду, так и в выборе тем.
В их фильмах появляется критика актуальных проблем современной социальной системы и гендерных предрассудков.
Реки Бучи
Limbo-Limbo Travel
Луца Тот
Реки Бучи
Фильмы Реки Бучи отмечены множеством наград. Все ее фильмы участвовали в конкурсе короткометражных фильмов Берлинале. Ее сюрреалистически гротескный ассоциативный этюд «Симфония № 42» (Symphony No 42, 2013) был включен в список 87-го «Оскара» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм».

Ее фильм Solar Walk в 2018 году фильм получил престижную премию Audi Short Film Award на Берлинале, а также главный приз Оттавского анимационного кинофестиваля. Еще один ее фильм - Love, 2016.
Limbo-Limbo Travel
Фильм Жужанны Криф и Борбалы Зетени Limbo-Limbo Travel (2014), который демонстрировался на «Сандэнс» и DOKLeipzig, – абсурдная комедия на тему секс-туризма.

Луца Тот
Фильм «Пора любопытства» (Kíváncsiság kora, 2013) Луцы Тот – живописная анимация сюрреалистичной истории взросления. Фильм был отмечен специальным призом в категории студенческих фильмов Фестиваля анимационных фильмов Анси. Ее первая самостоятельная работа Superbia, 2016 была включена в программу "Недели критиков" в рамках Каннского кинофестиваля. Это критика современного общества, основанная на мифическом изображении параллельного мира, в котором мужчины, живущие отдельно от мужских амазонок, хрупки и способны рожать детей через свои гениталии. Ее последний фильм «Господин злой дух» (Lidérc úr, 2018, трейлер) – это меланхоличная любовная драма, показанная на конкурсе короткометражных фильмов в Берлине в 2019 году.
В короткометражных фильмах чрезвычайно чувствительной показана проблематика женского тела и роли женщины в обществе
Фильм Нади Андрашев «Звук лизания/Лижущий звук» (A nyalintás nesze, 2015) занял третье место в конкурсе студенческих фильмов Cinéfondation на Каннском фестивале; «Симбиоз» (Szimbiózis, 2019); фильм Юдит Вундер «Веревки» (Kötelék, 2017) показывает внутренний мир одиноких женщин.

Цифровой бумажный фильм Каты Анны Ловрити «Остров-вулкан» (Vulkánsziget, 2017) рассказывает о сексуальном домогательстве через историю тигрицы, живущей на экзотическом острове.

В сюрреалистичном фильме Виктория Трауб «Русалки и носороги» (Sellők és rinocéroszok, 2018) в фокусе стереотипы о женщинах через детские воспоминания девочки.

Премьера фильма Оршойи Ланг «После сезона» (Szezon után, 2018) состоялась на Кинофестивале в Сараево.

Дипломный фильм Анны Флоры Буда «Энтропия» (Entrópia, 2019) – попытки найти свое «я» женщиной в трех параллельных плоскостях. Фильм получил премию «Тедди» – специальную награду Берлинского кинофестиваля, вручаемую фильмам, затрагивающим проблемы гомосексуальных людей.
Русалки и носороги