Гениальная шестерка

09.06.2021
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Cоздатель самого известного стула столетия, легендарный логотип I NY, отец оп-арта. Великие венгерские дизайнеры — кто они?

Читайте в нашей статье!


1
Милтон Глейзер
Противоречия в жизни бесконечны, и взаимодействие
между этими противоположностями
— игра жизни.


милтон глейзер
Милтон Глейзер родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из Венгрии. Он довольно рано понял свое предназначение художника-иллюстратора, поэтому окончил Ман- хэттенскую художественную школу, а затем художественный колледж Купер-Юнион и Академию изящных искусств в Болонье. По возвращении в Нью-Йорк в 1954 году вместе со своими
однокурсниками создал дизайн-студию Push Pin, в основу работы которой был положен принцип смешения жанров, техник и культурных аллюзий. В 1968 году Глейзер вместе с журналистом Клаем Фелкером основал журнал New York Magazine и
до 1977 года был его президентом и директором по дизайну. В 1974 он создал свою дизайн-студию Milton Glaser, Inc. В 1977 году Глейзер разработал легендарный логотип I NY, ставший частью американской поп-культуры. По легенде, идея
родилась, когда дизайнер ехал в такси на встречу с заказчиком. Впоследствии Глейзер передал слоган мэрии Нью-Йорка в знак любви к родному городу.
Тогда дизайнер не подозревал, что его логотип станет неотъемлемой частью образа Большого яблока. Сейчас логотип I NY приносит штату около 30 миллионов долларов ежегодно. Помимо культового слогана, имя Милтона Глейзера ассоциириуется со множеством легендарных иллюстраций — от обложки для Боба Дилана до плаката для зимних Олимпийских игр 1984 года в Сараево. Cегодня работы Милтона Глейзера считаются классикой поп-арта и важной вехой в истории современного дизайна.

2
Марсель Бройер
создатель самого известного стула столетия
Марсель Бройер — основоположник промышленного проектирования, лидер функционализма, а также известный модернистский архитектор и дизайнер, внедривший в практику так называемый интернациональный стиль.

Бройера по праву считают одним из наиболее влиятельных дизайнеров ХХ века. Он был студентом легендарной архитектурной школы Баухаус, где впоследствии стал преподавателем. В 1925 году создал стул из стальных трубок, применив ту же технологию, что и при производстве велосипедного руля. Стул, названный в честь Василия Кандинского Wassily, стал триггером для проектирования всевозможных объектов из данного материала — от предметов быта до книжных шкафов, диванов и столиков. Дизайнерские решения Бройера вскоре стали ассоциироваться с мебельными инновациями Баухауса.

В конце 1920-х Бройер переехал в Берлин, чтобы заняться архитектурой, но после прихода к власти национал-социалистов был вынужден эмигрировать сначала в Великобританию, а потом в США.
Там он присоединился к Вальтеру Гропиусу, стал преподавать архитектуру в Гарварде и начал свою практику, что способствовало распространению модернистского дизайна. В последующие десятилетия его работа со студентами и такими будущими светилами, как Филип Джонсон и Пол Рэндольф, помогла многим американцам понять и оценить новый способ проектирования и сыграла заметную роль в дальнейшем развитии жилищного строительства в США.

Среди архитектурных открытий Бройера американского периода — «двухъядерный» дом и «крыша-бабочка». В 50-60-е гг. архитектор занимался исследованием конструктивных и пластических возможностей железобетона, что повлияло на развитие брутализма. К самым известным проектам Бройера относятся Музей американского искусства Уитни, штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, Центральная библиотека в Атланте, дом Хагерти в Кохассете (Массачусетс).

3
Ласло Мохой-Надь
Эксперименты с цветом
Мохой или Мохоли?
При рождении Ласло получил фамилию Weisz (произносится как Вейс). Позднее он поменял ее на фамилию своего дяди-опекуна — Надь. Семья жила в деревне Мохол, название которой Ласло добавляет впоследствии к фамилии Надь.

На сегодняшний день существует две версии произношения его фамилии. Как же правильно — Мохой или Мохоли?

Доводы в пользу Мохоли
Конечная гласная у в первой части фамилии художника (Moholy) указывает на принадлежность к определеному месту, то есть дословно «мохольский, из Мохола». В современном венгерском языке это значение, как правило, выражается добавлением к топониму гласной i. Примером может послужить фамилия знаменитого фотографа Брассаи (Brassai), которая буквально переводится как «из Брашшо», или прилагательное budapesti, что значит «будапештский».

Доводы в пользу Мохой
Сочетание ly в современном венгерском языке произносится как й. При этом многие старые фамилии не подчиняются новым правилам чтения: на месте данного сочетания произносится просто и или ли. Таковы фамилии Регули (Reguly), Тёкёли (Thököly). Если распространять это правило на фамилию Мохой-Надя, то она должна звучать как Мохоли. Однако самый крупный венгерский исследователь творчества художника Кристина Пашшут считает, что правильная форма — Мохой, поскольку, по ее словам, именно так произносил фамилию сводный брат художника дядя Йенё, ближайший к нам по времени родственник Мохой-Надя.
Первые рисунки
Первые рисунки — цветные зарисовки, эскизы на бумаге для корреспонденции — Ласло делает на фронте во время Первой мировой войны и отсылает их как открытки.

Знакомство с фотографией
С фотографией Ласло Мохой-Надя познакомила его первая жена Луция Шульц. Они встретились в 1920 году в Берлине, куда художник бежал в 1919 после падения Венгерской Советской Республики.

Спасеyные кадры
Мохой-Надь был первым фотографом, экспериментировавшим с цветной фотографией. В то время в фотоснимках не видели большой художественной ценности, поэтому Ласло не затруднял себя их хранением. Некоторые работы художника дошли до наших дней благодаря его ученику, который вытаскивал их из мусорки.
Оптические трюки
Мохой-Надь стремился показать объекты так, чтобы зритель не сразу понял, что это. Спираль на фотографии, сделанной с высоты берлинской радиобашни, оказывается цветочной клумбой, а промышленные трубы —дымоходами Брайтона.

Руки за $1,5 миллиона
В 2012 на Sotheby's была выставлена фотограмма 1925 года с изображением рук. Тогда этот снимок считался одним из самых дорогих в мире и был продан за 1,5 миллиона долларов.

4
Эрнё Рубик
«Магический куб»
и его создатель
Эрнё Рубик всемирно известен благодаря своим объемным головоломкам и игрушкам. А началось все с кубика, который Рубик создал как наглядное пособие для студентов, когда читал лекции по дизайну. Увидев в своем первом кубике потенциал, Эрнё запатентовал изобретение, а позднее началось его массовое производство. В 1983 году Эрнё Рубик основал Rubik Studio, которая занимается дизайном и разработкой головоломок. В настоящее время Эрнё принимает участие в создании игр, пишет статьи по архитектуре и возглавляет свою студию.
Известные работы Рубика и его студии:

КЛАССИЧЕСКИЙ КУБИК РУБИКА
Стандартный кубик 3х3, всем знакомая головоломка. По всему миру проводятся соревнования по спидкубингу, или скоростной сборке головоломки (традиционным способом, под водой, с завязанными глазами, ногами и т.д.).

КУБИК РУБИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Упрощенная версия классического кубика Рубика: 3х1, имеет всего 192 варианта решений.

ПЕТАМИНКС
Петаминкс по форме представляет собой двенадцатигранник со сторонами 9х9. Но для самых стойких найдутся варианты куба 17х17 с бесконечным количеством вариаций.

ЗМЕЙКА РУБИКА
Еще одна игрушка производства студии Рубика. Здесь нет конечной цели, как в кубике Рубика. Змейку можно скручивать как угодно, придавая ей самые разные формы.

ШАРИК РУБИКА
Головоломка представляет собой сферу с цветными шарами внутри и шестью цветными выемками. Цель игры — поместить все шары в выемки соответствующего цвета, проведя их через имеющиеся отверстия.

5
отец оп-арта
Виктор Вазарели начал изучать живопись в Академии Мюхей, также известной как будапештский Баухаус. В 1930 году переселился в Париж, но всю жизнь продолжал называть себя венгром.

Мастер разрабатывал оригинальный пластический язык, изучал процесс трехмерного видения, экспериментировал с оптической интерференцией, инверсионными фигурами и аксонометрической перспективой. Вазарели пытался преодолеть статику «Черного квадрата» Малевича, превращая его в подвижный ромб — проекцию вращающегося квадрата в динамическом пространстве. Именно динамика и пространство стали центральными категориями его творчества и воплотились в оптическом искусстве.

Произведения Вазарели таят в себе потенциал визуального действия и нуждаются в реакции зрителя для раскрытия заключающегося в них действия, провоцируя визуальные открытия.

Мастер вводит понятие пластической единицы, состоящей из двух контрастных форм и цветов, — мельчайшую клетку, молекулу художественной материи своих произведений. На основе таких единиц он моделирует объекты Вселенной: строит сложные стереометрические структуры, скрывающие неожиданно вспыхивающие колористические эффекты.

6
Ласло Финта
Дизайнер «улыбающихся автобусов»
Наряду с кубиком Рубика самым узнаваемым продуктом венгерского дизайна в СССР был автобус «Икарус» (Ikarus). Сменяющие друг друга модели «Икаруса» приравнивались к продукции европейского автопрома. В рамках торговых соглашений Венгрия поставляла автобусы в страны СЭВ, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие государства Африки. Поставки велись также в Скандинавию, ФРГ, США, Канаду, КНДР и на Кубу. Икарус в кинокартине Виктора Титова «Отпуск за свой счет» (1981) стал чуть ли не самым запоминающимся транспортным средством в истории советского кино.

Наиболее известной и популярной моделью того времени был автобус 200-й серии. Узнаваемый облик «двухсотые» получили благодаря инженеру-дизайнеру Ласло Финту. Квадратная форма, просторный салон и панорамные окна обеспечивали комфорт пассажирам. Дизайн фронтальной части был настолько одухотворенным, что «Икарус-200» в народе часто называли «улыбающимся автобусом». Однако Ласло Финта был не только дизайнером автобусов, он разрабатывал кузовы для автомобилей различных классов — от грузовиков до легковых автомобилей. Примечательно, что Ласло учился по книгам известного
автомобильного конструктора Юрия Долматовского.