Наследие революции 1848/49 cто лет спустя


14.03.2021
Один раз в месяц мы высылаем анонсы и приглашения на наши мероприятия
Революция 1848-1849 гг. неизменно воспринимается в Венгрии как одно из культовых событий национальной истории, оставивших неизгладимый след в исторической памяти народа. Между тем, юбилейные торжества по случаю очередной годовщины этого события не всегда протекали гладко — всё зависело от того, какая эпоха стояла на дворе.

Подробнее в нашей статье!

Из первых уст. Историки об истории Венгрии.
Партнерский материал Института славяноведения РАН


Александр Стыкалин
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории славянских народов периода мировых войн
Торжественная церемония передачи гонведских знамен в 1941 г.

Источник: Fortepan/Lenkey Márton
100-летие начала революции, пришедшееся на март 1948 г., совпало с одним из самых драматических периодов в новейшей истории Венгрии. По итогам Второй мировой войны страна вошла в сферу влияния СССР, по Парижскому мирному договору 1947 г. здесь и далее находились советские войска и их присутствие способствовало усилению позиций коммунистов. Осенью 1947 г. вступила в решающую фазу борьба за власть, в которой тон задавала компартия во главе с твердокаменным сталинистом Матяшем Ракоши (1892–1971). Коммунисты с каждым месяцем укрепляли свое влияние, вытесняя противников с политической сцены. Самого Ракоши за 7 лет до этого, в ноябре 1940 г., как известно, обменяли на знамена венгерской революционной армии, полученные в качестве трофея в августе 1849 г. при капитуляции гонведов семикратно превосходившему их в численности войску русского фельдмаршала князя Ивана Федоровича Паскевича (1782–1856).
Выпущенный из тюремного заключения, он получил тогда возможность выехать в Москву. А весной 1948 г. Ракоши, хотя и занимал всего лишь пост вице-премьера правительства, уже обладал огромным политическим влиянием, что проявилось и в ходе юбилейных празднеств. Для подготовки торжеств, запланированных на март 1848 г., была создана комиссия. Ее состав свидетельствовал о том, сколь большое внимание уделялось идеологическому, пропагандистскому обеспечению предстоящих празднеств.

Глава МВД коммунист Ласло Райк (1909–1949) издал распоряжение, по которому органы местного самоуправления городов и сел к 15 марта 1948 г. были обязаны переименовать улицы и площади, названия которых имели какую-либо связь с прежним режимом Хорти. Многие из них предполагалось назвать в честь героев революции 1848 г. К дню 15 марта решено было приурочить и вручение высшей государственной награды (ордена) и высшей государственной премии новой Венгрии — и то, и другое было названо именем Лайоша Кошута.

В конце ноября на заседании комиссии президент страны Золтан Тилди (1889–1961) сформулировал программную установку: проводившиеся в стране после 1945 г. реформы (провозглашение республики, отмену феодальной собственности на землю) следовало представить общественному мнению дома и за рубежом как последовательное осуществление демократических идеалов 1848 г. При этом он цитировал Шандора Петёфи (1823–1849), те строки, где поэт призывал к солидарности с борцами за свободу своих наций. Ссылался он и на идеи Лайоша Кошута (1802–1894) о необходимости тесного сотрудничества народов Дунайского бассейна, развитые им уже в эмиграции после поражения революции.

Шандор Петёфи, «Национальная песня», исполняет Имре Шинкович (1928–2001)
6 декабря 1947 г., Будапешт

Слева направо: посол Венгрии в Белграде Золтан Санто, глава правительства Югославии Йосип Броз Тито, премьер-министр Венгрии Лайош Диннеш

Источник: Magyar Fotó/Rév Miklós
Согласно Тилди, 100-летний юбилей революции стал бы хорошим поводом вспомнить об общности интересов, положив тем самым начало новому этапу в развитии отношений между дунайскими народами, вставшими после разгрома нацизма на новый путь, с тем чтобы преодолеть наконец многовековые распри. А потому из соседних стран было решено пригласить представительные делегации. О противоречиях между венграми и их соседями — славянами и румынами, решено было не вспоминать в ходе торжеств, сделав акцент не на том, что разъединяло в 1848 г. соседние народы, а на общих демократических идеалах. Как не собирались лишний раз напоминать и о российской интервенции лета 1849 г., ведь эта акция явно противоречила актуальной политической задаче искать в истории русско-венгерских отношений одни только позитивы.
В декабре 1947 г. в Будапеште побывал югославский лидер Йосип Броз Тито (1892–1980). Конечно, историческую память соседних народов отягощал груз недавнего, ещё совсем живого прошлого – нападение Венгрии в апреле 1941 г. на королевскую Югославию несмотря на только что заключенный договор между странами, карательные акции против мирных сербов в Нови Саде/Уйвидеке зимой 1942 г. и ничуть не менее, а то и более масштабные расправы югославских партизан над мирными венграми позже. Однако к концу 1947 г. венгерско-югославские отношения переживали подъем: оживились экономические и культурные связи, подписывались все новые и новые соглашения. Маршал Тито охотно принял приглашение прибыть в Будапешт на юбилейные торжества: амбициозный политик всегда думал об усилении югославского влияния на соседнюю Венгрию и не хотел упускать лишнего повода для этого. Приезд Тито в марте 1948 г. в Будапешт, впрочем, не состоялся, поскольку уже назревал конфликт между Москвой и Белградом, так что ему было не до юбилея венгерской революции. Тем не менее, Югославия была представлена внушительной делегацией. Возглавлял ее входивший в узкое руководство партии Милован Джилас (1911–1995), впоследствии известный оппозиционер. Он зачитал поздравление от Тито.

Милован Джилас
Масштабные юбилейные торжества в присутствии гостей из более десятка стран открылись в Будапеште 15 марта, в день начала революции 1848 г. Советскую делегацию возглавлял член политбюро и заместитель председателя Совета министров СССР маршал Климент Ворошилов (1881–1969) — его хорошо знали в Венгрии, ведь в 1945–1947 гг. он стоял во главе Союзной контрольной комиссии. На значение этого договора Ворошилов ссылался в своей речи в венгерском парламенте, изобиловавшей не только ссылками на Маркса и Ленина, но и подобранными спичрайтерами цитатами из Петёфи.
К. Е. Ворошилов на трибуне венгерского парламента на торжественном заседании, посвященном 100-летнему юбилею революции 1848 г. (источник: Magyar Fotó: Rév Miklós)
Венгерская революция была им названа одним из ярких народных движений, направленных на ликвидацию феодальных устоев в Европе. Не обошлось в духе времени и без дежурных ссылок на роль СССР в освобождении Венгрии от «немецко-фашистского ига». Адмирал Миклош Хорти (1868–1957) сопоставлялся по своей реакционности с императором Николаем I, спасшим трон Габсбургов в 1849 г. от неминуемого падения, а сами Габсбурги довольно демагогически с … Гитлером, поскольку и те, и другой охотно разжигали рознь между дунайскими народами, натравливали их друг на друга, действуя по принципу «разделяй и властвуй».
Венгерские репатрианты из Чехословакии
Конфликт между Москвой и вышедшим из повиновения Сталину Белградом, хотя и был пока еще за кулисами, но уже разгорался, обстановка в отношениях двух стран становилась с каждой неделей все более напряженной. Хотя организованные компартией демонстранты, по наблюдению советского посольства, и маршировали по улицам венгерской столицы, скандируя «Сталин — Тито — Ракоши», посланник Георгий Пушкин, передав в Москву текст речи Джиласа, обратил внимание на отсутствие упоминаний роли Советского Союза в борьбе с нацизмом (явно контрастировавшее с панегириками в устах глав других делегаций), а с другой стороны, на тезис о том, что именно «освободительная война югославских народов показала новые пути и формы борьбы за свободу и независимость народов».
Делегации из Венгрии, посещавшие югославскую Воеводину (бывший венгерский Делвидек) в дни венгерских национальных праздников, видели на улицах городов и сел с компактным проживанием венгров венгерские флаги и прочую национальную символику — и это несмотря на свежий трагический опыт взаимоотношений соседних народов в годы минувшей войны. Ничего подобного в то время не приходилось видеть ни в Чехословакии, ни в Румынии. Между Будапештом и Прагой еще не до конца был урегулирован острый вопрос о массовом выселении словацких венгров. Как бы то ни было, главы чехословацкой и румынской делегаций выступили в духе подчеркнутого уважения к венгерским национальным ценностям и демократическим идеалам, с признанием международного значения революции 1848 г. А значит, организаторам торжеств до некоторой степени удалось использовать столетие революции для налаживания взаимопонимания. Более того, в экспозиции большой юбилейной выставки в венгерском Национальном музее были представлены экспонаты румынских музеев и прежде всего музея города Арад, где по приказу австрийских властей после подавления революции был расстрелян ряд генералов революционной армии (так называемые арадские мученики). Румынское участие в выставке было существенным в свете географической привязки важных событий венгерской революции к территориям, отошедшим к Румынии по Трианонскому договору 1920 г. В самой Румынии в трансильванском городе Сигишоара (в прошлом — венг. Шегешвар) была организована совместная венгеро-румынская акция памяти о венгерской революции. Правда, в соответствии с официальной румынской концепцией празднования событий 1848 г. ее затмили чествования в Блаже (в прошлом —венг. Балажфалва) столетия румынского национального собрания, где был принят важнейший программный манифест, явившийся настоящим вызовом для революционной Венгрии в силу несовпадения целей, преследовавшихся национальными движениями двух соседних народов.
Эрнест Бевин
Не прошло и трех недель после февральского коммунистического путча в Чехословакии. Не удивительно, что западная пресса, комментируя будапештские торжества, то и дело обращалась к актуальному чехословацкому контексту. Этот контекст явно прочитывался и в послании венгерскому народу министра иностранных дел Великобритании правого лейбориста Эрнеста Бевина (1881–1951). Венгрия может гордиться тем, отметил он, что подняла меч во имя свободы человечества, для нас же, англичан, источником гордости может послужить то, что в силу нашей притягательности для восставших венгров именно у нас после поражения революции нашли пристанище Кошут и его соратники. Прошедшие 100 лет, продолжал Бевин, не устранили опасности тирании, угрожающей политическим, демократическим правам граждан. А потому не утратил актуальности венгерский опыт 1848 г.: в своем стремлении создать Европу свободную от страха и нужды мы хотели бы надеяться на помощь венгерского народа, продолжающего хранить истинные традиции своей великой революции. Послание Бевина было опубликовано и в венгерской прессе, пока еще не подверженной полному идеологическому контролю.
Первомайские торжества 1947 г. На трибуне слава направо: Матяш Ракоши, Арпад Сакашич, Ласло Райк, Дёрдь Марошан (источник: Berkó Pál/Fortepan)
Уже из опубликованной будапештской речи Джиласа внимательные западные наблюдатели могли сделать вывод о нараставшей напряженности между Москвой и Белградом. Тем более должен был заметить это многоопытный Ракоши. В руководстве венгерской компартии имели все основания опасаться, что любые проекты единения и сотрудничества дунайских стран с участием амбициозного Тито могут вызвать подозрения в Москве, где всегда испытывали неприязнь к любого рода горизонтальным связям между странами советской сферы влияния. Ведь эти связи, как правило, плохо контролировались из центра мирового коммунистического движения и расширяли для каждой страны поле самостоятельных внешнеполитических маневров. В этих условиях организаторы юбилейных празднеств действовали предельно осторожно, оказав особые почести маршалу Ворошилову и всей советской делегации.
К тому же в Москве хорошо знали не только об активизации венгерско-югославских межгосударственных связей, но и об особой близости партийных элит двух компартий. Как читаем в одном из советских донесений, до резолюции Информбюро, осудившей Югославию, «у венгров с югославами была дружба настолько трогательная», что министр внутренних дел Ласло Райк «"ухитрился" утвердить явно в угоду югославам устав Демократического союза южных славян Венгрии, в котором был пункт, что этот союз является объединением по национальному признаку и членство в нем ставится выше партийной принадлежности». Не делали венгерские коммунисты и секрета из своего желания брать пример именно с югославов, быстрее других продвигавшихся к сталинской модели. Не скрывал этого и сам Ракоши в беседе с Вячеславом Молотовым в апреле 1947 г. Так, на вопрос, «популярна ли в Венгрии Югославия», он ответил: «Да, она в Венгрии популярна. Надо сказать, что даже популярнее, чем Советский Союз. Дело в том, что венгерский народ не боится югославов, а вот традиционную боязнь к русским не удалось еще изжить». Подобные весьма откровенные высказывания, находившие немало подтверждений в реальной практике югославско-венгерских отношений, в Москве, конечно, помнили и в условиях начавшегося конфликта с Югославией.

Отметив под знаком единства дунайских народов юбилей революции 1848 г., венгерские лидеры дали Сталину не только новые подтверждения венгеро-югославской близости, но и лишний повод для недовольства и подозрений в отношении ускользавшего из-под советского контроля маршала Тито, стремившегося обеспечить своей стране положение региональной державы уже не только на Балканах, но и в дунайском регионе. Равно как и в отношении венгерских коммунистов, склонных потакать амбициям югославского лидера. Как культивирование венгерских патриотических традиций, так и актуализация идей Лайоша Кошута о Дунайской федерации (не говоря уже об активном участии в мартовских юбилейных торжествах югославской делегации, открыто дистанцировавшейся при этом от Москвы) дали новый материал советским партаппаратчикам, готовившим как раз в эти дни для своего руководства справку «О националистических ошибках руководства Венгерской компартии», датированную 24 марта.

Хотя 15 марта Джилас, выступая в венгерском парламенте, строил прогнозы о том, что отношения между независимыми Венгрией и Югославией будут впредь только укрепляться, активизация неблагоприятных внешних факторов могла возродить старые обиды и привести к откату. Именно это произошло в апреле 1948 г. Опасаясь быть заподозренным в проюгославских играх, Ракоши первым из лидеров стран советской сферы влияния подключился к антититовской кампании, инициированной Сталиным. Он прекрасно понимал, что рассерженный на югославов советский вождь может нанести удар и по руководству венгерской компартии как слишком проюгославскому в его глазах. Все более интенсивное сотрудничество Венгрии и Югославии, достигшее апогея как раз к началу весны 1948 г., в течение считанных месяцев уступило место острой вражде. Проведенный в сентябре 1949 г. в Будапеште сфальсифицированный судебный процесс по делу Ласло Райка вывел антиюгославскую кампанию в международном масштабе на новый виток. Нанесенные при этом ближайшему соседу психологические травмы оказались настолько тяжелыми, что весьма затруднили новый процесс взаимного сближения, очень медленно начавшийся после смерти Сталина…
Торжественное открытие в 1948 г. памятника героям революции 1848 года в Лабатлане (источник: labatlan.hu).
По мере утверждения в Венгрии коммунистического режима празднования революции 1848 г. все более отодвигались в исторической политике на второй план. Ведь напоминая о традициях венгерской освободительной борьбы, день 15 марта не очень подходил для того, чтобы к нему приурочивались общенациональные торжества в условиях советской политической доминации. Власти понимали, что этим традициям легко можно придать оппозиционное и антироссийское звучание, а потому их культивирование ставилось в очень узкие рамки и всецело контролировалось. В 1951 г. 15 марта стал рабочим днем, что не могло не задеть национальные чувства миллионов венгров. Героика революции 1848–1849 гг. продолжала, однако, подспудно жить в исторической памяти, питая национальное достоинство венгров. И об этом лучше всего свидетельствовали масштабное возрождение революционной символики 1848 г. во время революции осени 1956 г., а в эпоху Яноша Кадара ежегодные неформальные празднования дня 15 марта, напоминавшие новым поколениям граждан как о великих традициях венгерского политического либерализма, так и о национальных ценностях. Они неизменно принимали оппозиционный действующей власти оттенок, как это особенно явно произошло в юбилейном, 1973 году, когда полиции пришлось разгонять студенческую молодежь, вышедшую на улицы.

В сегодняшней Венгрии, как заметил ведущий историк Габор Дяни в интервью российскому журналу «Историческая экспертиза», наследие 1848–1849 гг. уже не обладает прежним мобилизационным действием и является объектом не горячей, а холодной памяти. Оно не разделяет людей в зависимости от их политических убеждений. Напротив, 15 марта воспринимается в массовом сознании как праздник, объединяющий нацию на основе незыблемых патриотических идеалов, без которых немыслимо само национальное существование.